|
|
Виртуалистика в Институте человека РАН: история и результаты (М.А. Пронин)//
Пронин М. А., Юрьев Г. П. Введение в виртуалистику: Учебное пособие / Под ред. М.А. Пронина (отв. ред.), А.В. Захряпина, Е.В. Мочалова / Мордовский гуманитарный институт. – Саранск: Типография «Рузаевский печатник», 2008. – С. 15 – 53.- (Тр. Иссл. группы «Виртуалистика». Ин-та философии РАН. Вып. 28). Скачать! |
|
|
Завершение раздела: |
|
|
|
Год 2002 начинался с ожидаемого десятилетия ИЧ РАН, которое мы собирались праздновать 10 января. В этот день Н. А. Носов неожиданно для всех нас ушел из жизни. Нас – сотрудников ИЧ РАН, - ждал накрытый по поводу праздника стол. За этим столом мы встретили весть о кончине Николая Александровича. Поминальный сороковой день пришелся на его пятидесятилетие…
В конце декабря 2001 года мы с Н. А. Носовым приняли возобновить постоянно действующий семинар «Виртуалистика», запланировав его на третий вторник января. Выступать планировал сам Николай Александрович и профессор В. П. Дурин из Владивостока. Судьба распорядилась по другому... Открывать семинар пришлось мне: сегодня вышла из печати в издательском отделе ИФ РАН стенограмма того самого доклада – «Виртуал Николая Носова»[1]. С перечнем уже прошедших семинарских заседаний можно познакомиться на сайте www.virtualistika.ru и в сообщениях, опубликованных в «Вестнике РФО» - Российского философского общества.
В ряду работ ЦВ и Н.А.Носова несколько отдельно стоит монография «Виртуальный конфликт: социология современной медицины» (2002)[2], вышедшая уже после его смерти (подготовленная к изданию М. А. Прониным), в которой два раздела написаны А. Н. Михайловым и М. А. Прониным.
Интересен виртуальный генез, а не просто история, появления этой книги – хотя это последняя книга Н. А. Носова и уже только тем она может быть интересна.
С одной стороны ее можно отнести к совместным публикациям, а с другой – к новой генерации работ.
Описав Случай «вратаря»[3], я к 2001 году должен был подготовить феноменологические материалы по управленческой виртуалистике. Случилось другое: я уехал в деревню и там у меня «получился материал» по аретее бронхиальной астмы – я снял бронхоастматический статус у соседки, уже много лет страдающей данным заболеванием. Привез это описание и показал как результат летней работы. Н. А. Носов, конечно, такому «обещанному результату» удивился, но материал взял посмотреть.
При следующей встрече мы уже обсуждали книгу по бронхиальной астме – как одному из проявлений виртуального конфликта на примере социологии современной медицины.
Виртуальный конфликт – это конфликт парадигматический, его причина (виртус) лежит в знаниевых структурах, а феноменология – казус, - развертывается в обыденной или профессиональной реальности. Именно такой тип конфликта имелся в виду, когда выше давалась оценка современному пониманию психофизиологических причин ошибочных действий летчика в работах В. В. Козлова. Его публикации – яркий пример проявлений такого типа конфликта.
Книга «Виртуальный конфликт: социология современной медицины» родилась из работы Н. А. Носова «Не-виртуалистика: современная философия психологии» (2001)[4], посвященной ошибкам.
Работа эта - особенная. В ней, на примере все тех же ошибок(!) Н. А. Носов вскрывает эпистемологические установки современной психологии. Ее ограничения парадигматического генеза применительно к такому виртуальному объекту как ошибка.
Имея методологические наработки и схемы, Н. А. Носов достаточно быстро провел подобную работу на материале бронхиальной астмы: им были вскрыты эпистемологические установки константной медицины, «зациклившейся» на астматическом казусе. Во второй части монографии, на примере нарушений астматического виртуса – психологического первоисточника расстройства: его виртуального образа, - рассмотрены основания новой виртуальной медицины (медицинской виртуалистики). И как только что отмечалось выше, на основе коллизии между возможностями традиционной (константной) медицинской парадигмы и виртуальной природой заболевания им было введено понятие виртуального конфликта.
К слову, недавно примерно такую же работу я провел с анализом направлений исследований виртуальных реальностей в философии искусственного интеллекта. Моя работа «Эпистемологические проблемы исследования виртуальной реальности» (2005)[5] методологически вторична по отношению к носовской. Тем не менее, ее в числе самых интересных работ перепечатали в отдельном сборнике «Новое в искусственном интеллекте. Методические и теоретические вопросы» (2005)[6].
Технологическая, инструментальная часть книги «Виртуальный конфликт: социология современной медицины», касающаяся аретеи бронхиальное астмы, базировалась на ранее вышедшей брошюре «Диагностика виртуальной образности» (2000)[7], подготовленной Н. А. Носовым и А. Н. Михайловым в инвариантном виде - к виртуальной образности как таковой.
Так рождалась последняя книга Н. А. Носова. С одной стороны – случайно и неожиданно, а с другой – вполне закономерно. У нее очень виртуальное рождение – если быть точным, - порождение.
При практически готовой монографии Н. А. Носов скоропостижно скончался.
Моя работа как редактора состояла в сборке книги, подготовки своего раздела – «Случай Фаины», уже согласованного с Н. А. Носовым. Раздел А. Н. Михайлова был всего в 1,5 страницы книжного текста – «Случай Бориса».
Через год вышла книга А. Н. Михайлова «Аретея нарушений дыхания»[8] на 8,5 авторских листах: с инструментарием аретеи бронхиальной астмы (диагностики и девиртуализации), с полным описанием «Случая Бориса» как примером приложения инструментария.
Нельзя не сказать о «Манифесте виртуалистики»[9], написанном Н. А. Носовым в мае 2001 года. Манифест полностью опубликован на сайте: www.virtualistika.ru. Манифест представляет собой текст на 17 страницах: его проще прочитать: не буду его комментировать, но несколько слов о истории его появления я ниже еще скажу.
Одни из авторов монографий, изданных ЦВ ИЧ РАН, принимали виртуальную парадигму, а другие – нет, хотя и работали с виртуальной феноменологией – с субъектными мирами в их актуальном аспекте, как например О. С. Анисимов. Центром были выпущены две его работы: «Дух и духовность: рефлексивно-виртуальная версия неогегельянца» (2001) и «Виртуальная сущность игромоделирования» (2003) [10].
Последней из названных монографий О. С. Анисимова ЦВ ИЧ РАН продолжил реализацию прижизненных замыслов Н. А. Носова. Эта книжка – завершающая, в задуманной ими совместно дилогии, посвященной работе с виртуальными феноменами, возникающими во время игровой педагогической практики, организуемой в контексте организационно–деятельностных игр, давно уже ставших атрибутом российской культуры, как, впрочем, и Московский методологический кружок.
В данной работе, обсуждаются основные особенности игромоделирования в социокультурных и деятельностных средах. Особое внимание уделяется тем особенностям игрового механизма и игротехнике, которые содержат виртуальные свойства. В определенном смысле это первая систематическая попытка выявить виртуальные качества игромоделирования в контексте общей теории игр типа ОДИ – организационно-деятельностной игры. Предназначение работы – дать основы виртуального взгляда на игры как на культурный феномен вне противопоставления иным взглядам на такие игры.
Концепция замысла дилогии изложена в комментарии Н. А. Носова «Неогегельянство О. Анисимова с виртуальной точки зрения» к первой книжке О. С. Анисимова «Дух и духовность: рефлексивно – виртуальная версия неогегельянца».
В том же 2003 году Центр выпустил монографию Э. Ф. Асадуллина «Виртуальный подход в истории».[11]
Труд Эльдара Асадуллина «Виртуальный подход в истории» – одна из первых крупных исторических работ, построенных на основе виртуальной парадигмы.
Эльдар Асадуллин, на момент написания работы, - студент исторического факультета Стерлитамакского педагогического института. Его монография победила в 2002 году на конкурсе научных работ молодых ученых, объявленном ЦВ ИЧ РАН.
Нам, сотрудникам центра, было интересно увидеть возможности виртуального подхода в истории. Вот как издатель – М. А. Пронин, - в предисловии сформулировал свои резоны к изданию данной работы.
«Рассмотрение истории человечества как процесса, имеющего виртуальную природу, – не случайный, не надуманный и не искусственный шаг. В основе виртуальной парадигмы лежит принцип полионтизма – множественности одновременно существующих онтологически самостоятельных реальностей, а, как известно историкам, сошлюсь хотя бы на Ю. Троицкого, любое историческое событие для своего описания, представления и анализа требует использования несколько жанров и предъявления множества точек зрения. Иными словами, феноменология полионтизма историками зафиксирована.
Жанры, былины или сказания, отражающие объективный ход событий, притчи, описывающей трансформацию реальности ценностей, и рациональной оценки последствий исторического события через анекдот современниками («нынче не то, что давеча») и потомками – задают пространство трансформации исторической сцены. Для воссоздания происходящего необходимо привлечь свидетельства непосредственных участников исторического события, его современников, иностранцев или людей, представляющих другую культуру, случайно вовлеченных в историческую драму, а также потомков историков..., а теперь уже, – и виртуалистов.
До сих пор историческая наука, что называется по факту, но, к сожалению, лишь на уровне феноменологии, оперировала историческим событием как разнокачественным, комплексным объектом, справедливо отмечая не только трудности его описания и анализа, но и сложности вскрытия закономерностей исторического развития, сложности понимания основных принципов изменения исторических явлений. Историческая наука при решении проблем, лежащих в сфере ее ответственности, столкнулась с общенаучной проблемой комплексности и междисциплинарности многих объектов научного знания. Так, до сих пор остается открытым вопрос: «Какое событие может или должно считаться историческим?». Аналогичным вопросом, кстати, задаются и журналисты: «Какое событие является новостью, а какое – нет?»
Проблема комплексности имеет два подхода, два типа решений: на уровне конкретной научно-практической проблемы, когда для ее решения «собирается все что можно» из различных сфер науки, и парадигматический подход, решающий проблему комплексности на уровне теоретического знания. Виртуалистика может выступать одним из вариантов такой концептуализации исторической феноменологии.
Так, историческая реальность, с точки зрения виртуалистики, представлена онтологически самостоятельными – автономными, но актуально связанными пространствами, мирами, находящимися в отношениях порожденности и интерактивности. Историческое событие происходит неожиданно – спонтанно, но закономерно, т.к. порождается предыдущей исторической эпохой (константной для нее реальностью): причем оно может развернуться на любом элементе константной реальности. После его свершения ход, направление развития истории качественно меняется – начинают действовать внутренне присущие новой эпохе (порожденной - виртуальной реальности) – автономные, - время, пространство и законы существования. Психологически пространство истории изменяется спонтанно, и нет границы дособытийного и постсобытийного режимов ее существования: человек всегда либо «еще здесь», либо уже «там» («Вот тебе, бабушка, – и Юрьев день!»). Воспринимается переход фрагментарно, и в силу этого, современники и участники характеризуют историческое событие и себя в нем в объективированных терминах – в былинном залоге, залоге сказания. Свидетели и очевидцы, участники, современники описывают изменение ощущения собственного тела и внешнего пространства (изменение статуса телесности) – «оковы тяжкие падут...». Изменяются законы течения привычных процессов. Поэтому ими фиксируются изменения статуса сознания. «Живем как в чужой стране», – говорит старшее поколение современной России. Меняется статус личности людей – «кто был никем, тот станет всем...». Меняется статус воли людей события развиваются самопроизвольно, без видимых усилий (в гратуале) со стороны организаторов исторического события – «победное шествие революции...», «колосс на глиняных ногах – рухнул...».
Только что приведенная интерпретация – объяснение исторического события через признаки виртуального события, позволяет утверждать, что виртуалистика дает (предлагает) адекватную исторической материи парадигму». [12] На сколько? – ответ дадут дальнейшие прицельные исторические исследования с использованием виртуального подхода.
Знаменательной работой для ЦВ ИЧ РАН стала «Партитура Виртуоза» (2004)[13], подготовленная ЦВ совместно с Московской государственной консерваторией им. П. И. Чайковского. Книга эта о виртуальной психологии творческого мышления на примере театра.
«Партитура Виртуоза» – прямая и не двусмысленная постановка интересующего многих вопроса о жизни артиста – человека, преодолевшего технологические трудности освоения своей профессии. Что делать, чтобы сформировать мировоззрение художника и создать собственную философию? Что сделать чтобы изменить свою внутреннюю жизнь и внешние ее проявления? Как иго неуспехов превратить в благо и как вынести с легкостью бремя свое?.. Интерес к тому, какие дороги в своем внутреннем пространстве проходит подмастерье на пути к мастерству – вот, что объединило авторов данной книги.
Сказать что личное и профессиональное в творчестве художника или любого специалиста «от бога» неразрывно связаны – ничего не сказать.
Разделить профессию на искусство, науку и ремесло – не облегчить ни себе, как педагогу, ни студенту, ни педагогическую задачу обучения профессии, ни становления в ней.
Знания, умения и навыки не исчерпывают профессионального компендиума. Конфликт между статусом режиссера-художника и человеком, обученным снимать кино, – очевиден. Как рождается художник – творец, человек свободный и в тоже время наделенный ответственностью и достоинством – об этом идет речь в данном сборнике.
В данной работе впервые в отечественном и зарубежном исполнительском искусстве профессиональное художественное мышление артиста рассматривается с позиции предмета общей теории исполнительства, через призму «Виртуальной психологии» как основание в построении целостной системы обучения артиста музыкального театра (дирижера, режиссера, хормейстера, балетмейстера, певца-актера, артиста хора, балета, оркестра).
Это был наш первый коллективный сборник, коллективная монография, посвященная специальной, отдельной теме. До этого в ЦВ ИЧ РАН выходили либо сборники тезисов наших конференций, объединяющие многих авторов и множество тем вокруг идеи виртуальности, либо монографии в узком смысле этого слова. Исключением можно считать книги: Н. А. Носова и Ю. Т. Яценко – работа посвящена виртуальной природе алкоголизма (1996); «Диагностику виртуальной образности» (2000) Н. А. Носова и А. Н. Михайлова и монографию Г. П. Юрьева и Н. А. Юрьевой - «Виртуальная медицина: теория и практика триалектической аретеи» (2001).
Одновременно, в рамках Трудов ЦВ ИЧ РАН появилась первая Серия, названная нами «Искусство». Рождение идеи Серий, а кроме предлагаемой планировались к выпуску «Педагогика и образование», «Виртуальная медицина и психология» и некоторые другие, – результат сотрудничества ЦВ ИЧ РАН с коллегами из других организаций. Получается так, что организационно – это был новый этап в деятельности Центра.
В рамках Серий мы планировали издавать самые разные работы (от монографий до сборников тезисов конференций), но начали мы с «Альбома виртуалистики и аретеи». Аналогичное издание в сфере медицины и психологии должно было носить более традиционное для этих профессиональных сообществ название Атласа, что, кроме того, в большей степени соответствует целям и назначению такого издания. Форма Альбома, в отличии от Атласа, носит не мене точный, но скорее более свободный характер.
Общий замысел последних состоял в следующем. Не претендуя, на энциклопедичность, мы хотели выпустить несколько работ, объединенных пропедевтической идеей – идеей введения в предмет (искусство, науку и ремесло) виртуалистики и аретеи. Работ, включающих и одновременно раскрывающих парадигматический – философский, теоретический, феноменологический и практический пласты применения виртуалистики и аретеи в рамках какой-либо сферы деятельности или профессии.
Теперь, несколько слов об истории возникновения первого тематического сборника. Возник он не случайно. В анонсах будущих изданий нашего центра Н. А. Носовым и В. Ф. Ждановым была заявлена монография с рабочим названием «Виртуальная психология искусства», но, как мы уже писала, 10 января 2002 года Н. А. Носов – основатель и первый руководитель ЦВ ИЧ РАН, скоропостижно ушел из жизни… Поэтому задуманное им было реализовано в неожиданном, но вполне закономерном для нас виде…
Сама же тема сборника «Партитура Виртуоза» полагалась и полагается нами архиважной вот почему. Во-первых, наша практика рецензирования работ, присылаемых к нам на отзыв, показывает, что большинство авторов не могут в достаточной степени ясно предъявить постнеклассический характер виртуалистики: описать субъектные миры художника, ученого или практика, не говоря уже о том, чтобы вскрыть свои собственные онтологические, аксиологические и гносеологические основания и, уж тем более, описать как они их смогли выстроить, как смогли сформировать и выстрадать свое собственное мировоззрение. Мы надеялись, что данная работа должна была послужить методическим и дидактическим примером в решении такого класса задач.
Во-вторых, тема «Виртуоза» в науке, педагогике, в практике, да и просто в жизни, давно назрела. Можно утверждать, что даже перезрела… Определение онтологического, аксиологического и гносеологического статуса человека в пространстве постнеклассического этапа науки и педагогики – коренной вопрос и потребность, обеспечивающие развитие последних. Представляемый читателю коллективный труд создал серьезный задел в решении данных вопросов в рамках виртуалистики и аретеи – одного из направлений постнеклассической науки.
В третьих, что также не маловажно с методической точки зрения для исследователей и авторов, работающих в рамках виртуальной парадигмы, в данном сборнике постнеклассический субъект рассматривается как на уровне теоретического знания, так и на уровне решения конкретных научно-практических (артистических, творческих, искусствоведческих, педагогических, конфликтологических, медико-психологических) задач. Иными словами, как на уровне парадигматических подходов, так и на уровне научно-практических программ решения проблемы комплексности – проблемы решения сложных меж- и постдисциплинарных проблем. От мировоззренческого, философского и теоретического уровней до технологически – методического и феноменологического.
Перечисленные три обстоятельства позволяют нам считать данную работу пропедевтической и одновременно дали нам надежду, что делают ее интересной, увлекательной и полезной для читателя, а значит, мотивирующей для занятия виртуалистикой и аретеей.
Как показало время – наши ожидания оправдались. Сегодня это одна из наиболее читаемых наших работ. Впрочем, мы и рассчитывали на массового читателя.
В рассматриваемый период философские и теоретические проблемы понимания феномена здоровья и болезни – были и оставались одними из центральных в работе ЦВ ИЧ РАН.
Во многом этапной и завершающей в многолетней практической и теоретической работе стала для Г. П. Юрьева его монография, подготовленная им совместно с коллегами и соратниками, «Виртуальная этика здоровья и страданий человека» (2004)[14].
В монографии представлена оригинальная теоретическая и практическая разработка взаимной обусловленности здоровья человека, здоровья семьи, коллектива и общества с нравственных позиций виртуальной этики и адаптационных процессов социогенеза. В парадигме виртуальной триалектики – новой естественнонаучной мировоззренческой концепции – авторы обосновали виртуальную медицину как очередной этап развития психосоматической медицины и новое направление в здравоохранении. Приведены результаты исследований социального, психологического и соматического здоровья военных моряков и морских пехотинцев в процессе длительных океанских походов на надводных кораблях и подводных лодках, а также в госпитально-поликлинических условиях и санатории; часть данных получена в Поликлинике № 1 РАН. Даются практические способы психологической коррекции, алгоритмы достижения социальных и профессиональных успехов в будущем, а также система профилактики психосоматических нарушений.
Интересны подходы к осмыслению феномена здоровья и болезни, предложенные М. А. Прониным – «Здоровье как онтологическая проблема»[15], «Здоровье человека как онтологическая проблема современной медицины и аддиктологии»[16], «Философские и теоретические проблемы осмысления механизмов стресса в экстремальных условиях: виртуальный подход»[17] и др.
В 2005 году М. А. Пронин и Г. П. Юрьев приняли самое активное участие в создании журнала «Аддиктология», в подготовке его первого - сигнального номера. К сожалению, как горько шутят опытные коллеги, Россия – страна первых номеров журналов… Но пока редакционный совет надежды не теряет.
Не менее неожиданны этнографические аспекты здоровья и долголетия, разрабатываемые Я. В. Чесновым в рамках его фундаментальных многолетних полевых исследований антропологии телесности.
Так, в 2003 году в ЦВ ИЧ РАН вышла его брошюра «Парфеньевские бабы, или Антропология женского тела. Виртуальный сценарий»[18]. Сегодня в издательстве ИФ РАН вышла из печати его монография, посвященная проблематике телесности (это 27 по счету выпуск трудов ЦВ ИЧ РАН – ИГВ ИФ РАН)[19]. В восьмом номере журнала «Философские науки» за 2007 год опубликована его статья об инверсиях телесности…
Одна из последних, этапных коллективных публикаций сотрудников ЦВ ИЧ РАН, представлена в сборнике «Переход на новую модель здравоохранения: мед. и др. технологии: к 60-летию Поликлиники № 1 РАН» (2006)[20], вышедшем под редакцией Г. П. Юрьева.
Сегодня виртуальная психология и медицина, и связанное с ними моделирование внутреннего пространства человека, особенно активно развивается в работах Г. П. Юрьева, посвященных эгоскопии[21] – смысло-физиологической диагностике человека, - и эгосоматической медицине[22] - статьи об этих направлениях исследований вышли в указанном сборнике.
В нем же можно прочитать и работу Я. В. Чеснова «Гостевание, шаманизм и долголетие на Кавказе»[23] и статьи М. А. Пронина, например, «Социология современной медицины: пути и перепутья реформ»[24].
Многие из медико-психологических исследований и сегодня идут в рамках гуманитарной экспертизы и биоэтики в одноименном секторе ИФ РАН, что продолжает дело ИЧ РАН.
Здесь мы уже немного забежали вперед – с 1 января 2005 года ИЧ РАН был присоединен к ИФ РАН. Центр виртуалистики ИЧ РАН продолжил свою работу в качестве Исследовательской группы «Виртуалистика» ИФ РАН. А это уже другая история.
[1] Пронин М. А. Виртуал Николая Носова (Выступление на первом заседании семинара РФО «Виртуалистика», 18 января 2002 г.) // Биоэтика и гуманитарная экспертиза: Пробл. геномики, психологии и виртуалистики / Рос. Акад. Наук, Ин-т философии; Отв. ред. Ф. Г. Майленова. – М.: ИФ РАН, 2008.- С. 207 – 221.
[2] Носов Н. А. Виртуальный конфликт: социология современной медицины. – М.: Путь, 2002.- 140 с. - (Тр. центра виртуалистики. Вып. 18).
[3] Пронин М. А. Виртуальные организационные реальности руководителя в управленческом консультировании // Новые подходы к проблеме человеческих ресурсов / Центр профориентации МТ и СР РФ.- М.: Б.и., 2001. - С. 35 - 48.
[4] Носов Н. А. Не-виртуалистика (Современная философия психологии).– М.: Гуманитарий, 2001. – 56 с. – (Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 12.).
[5] Пронин М. А. Эпистемологические проблемы исследования виртуальной реальности // Философия искусственного интеллекта. Материалы всероссийской междисциплинарной конференции, г. Москва, МИЭМ, 17 – 19 января 2005 года. – М.: ИФ РАН, 2005. – С. 123 – 125.
[6] Пронин М. А. Эпистемологические проблемы исследования виртуальной реальности // Новое в искусственном интеллекте. Методические и теоретические вопросы. / Под ред. Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского.- М.: ИИтеЛЛ, 2005.- С. 110 – 113.
[7] Носов Н. А., Михайлов А. Н. Диагностика виртуальной образности.- М.: Путь, 2000.- 55 с. - (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 10).
[8] Михайлов А. Н. Аретея нарушений дыхания. - М.: Путь, 2003. - 131 с. (Тр. Центра виртуалистики. Вып. 22).
[9] Носов Н. А. Манифест виртуалистики // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 15. - М.: Путь, 2001. – 17 с.
[10] Анисимов О.С. Дух и духовность: рефлексивно-виртуальная версия неогегельянца // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 14. - М.: Путь, 2001. – с. 114.; Анисимов О. С. Виртуальная сущность игромоделирования. - М.: Путь, 2003. - 82 с. - (Тр. Центра виртуалистики. Вып. 20).
[11] Асадуллин Э. Ф. Виртуальный подход в истории. - М.: Путь, 2003.- 117 с. (Тр. Центра виртуалистики. Вып. 19).
[12] Пронин М. А. Историческая Виртуалистика (предисловие издателя) // Там же.- С. 5 - 7.
[13] Партитура Виртуоза. Альбом виртуалистики и аретеи. Выпуск 1 / Под ред. М. А. Пронина, В. Ф. Жданова. – М., 2004. – 238 c. - (Тр. Центра виртуалистики. Вып 24).
[14] Виртуальная этика здоровья и страданий человека / Г. П. Юрьев, Н. А. Юрьева, Е. И. Лебедь; под ред. Р. А. Вартбаронова; Ин-т человека РАН; Поликлиника № 1 РАН. – М.: Наука, 2004. – 359 с. (Тр. Центра виртуалистики. Вып. 25).
[15] Пронин М. А. Здоровье как онтологическая проблема // Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты. – М.: Институт человека РАН, 2003. – С. 77 – 83.
[16] Пронин М. А. Здоровье человека как онтологическая проблема современной медицины и аддиктологии // Аддиктология. – 2005, № 1. – С. 35 – 40.
[17] Пронин М. А., Михайлов А. Н. Философские и теоретические проблемы осмысления механизмов стресса в экстремальных условиях: виртуальный подход // Механизмы стресса в экстремальных условиях: Сборник научных трудов симпозиума, посвященного 75-летию ГосНИИИ ВМ МО РФ/Под ред. И. Б. Ушакова, Ю. А. Бубеева.- М.: Б.И., 2005. С. 15 – 18.
[18] Чеснов Я В. Парфеньевские бабы, или Антропология женского тела. Виртуальный сценарий. - М.: Путь, 2003. - 28 с. - (Тр. Центра виртуалистики. Вып. 23).
[19] Чеснов Я. В. Телесность человека: философско-антропологическое понимание / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Ин-т философии, 2007. – 213 с. – (Тр. Иссл. группы «Виртуалистика» Ин-та философии РАН. Вып. 27).
[20] Переход на новую модель здравоохранения: мед. и др. технологии: к 60-летию Поликлиники № 1 РАН / [ред.-сост. Г. П. Юрьев]. – М.: Наука, 2006.- 256 с.
[21] Юрьев Г. П., Скоморохов А.А., Чеховский Л. В., Тищенко А. А., Буйнов А. А., Лебедь Е. И., Харламова Н. И. Эгоскопия: смысло-физиологическая диагностика человека // Переход на новую модель здравоохранения: мед. И др. технологии: к 60-летию Поликлиники № 1 РАН / [ред.-сост. Г. П. Юрьев]. – М.: Наука, 2006.- С. 203 - 217.
[22] Юрьев Г. П. Эгосоматическая медицина // Переход на новую модель здравоохранения: мед. И др. технологии: к 60-летию Поликлиники № 1 РАН / [ред.-сост. Г. П. Юрьев]. – М.: Наука, 2006.- С. 218 - 241.
[23] Чеснов Я. В. Гостевание, шаманизм и долголетие на Кавказе // Переход на новую модель здравоохранения: мед. И др. технологии: к 60-летию Поликлиники № 1 РАН / [ред.-сост. Г. П. Юрьев]. – М.: Наука, 2006.- С. 25 – 36.
[24] Пронин М. А. Социология современной медицины: пути и перепутья реформ // Переход на новую модель здравоохранения: мед. И др. технологии: к 60-летию Поликлиники № 1 РАН / [ред.-сост. Г. П. Юрьев]. – М.: Наука, 2006.- С. 174 – 178.
|