Виртуалистика 
Аретея 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
   Ресурсный центр 
      Библиотека 
   Новости-Обновления 
      Семинар "Виртуалистика" 
      Проекты 
      Технологии ВР 1995 
      Виртуальная реальность 1997 
      Виртуальная психология 2000 
      Виртуалистика 2001 
      1-ые Носовские чтения 2004 
      Виртуалистика 2005 
      IV Рос.философ.конгресс 2005 
      2-ые Носовские чтения 2006 
      3-и Носовские чтения 2008 
      Конф.Генезис категории ВР 2008 
      Филос.Вост.Единоборств-2010 
      4-ые Носовские чтени- 2010 
      Конструирование человека-2011 
      5-ые Носовские чтения-2012 
      6-е Носовские чтения-2014 
      1-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2015 
      7-ые Носовские чтения-2016 
         Пролегомены 
         Словарные статьи 
            Виртуалистика 
            Виртуальная реальность (ВР) 
            Виртуальность 
            Психологическая ВР 
         Труды ЦВ ИЧ РАН 
            Словарь виртуалистики Вып. 7 
               Словник 
                  А - И 
                  К - С 
                  Т - Ю 
               Appendix 
            Не-виртуалистика. Вып. 12 
            Манифест... Вып. 15 
         Рефераты 
            Труды ЦВ 1990 - 2001 
            Н. Носов Вып. 18 
            Э. Асадуллин_Вып. 19 
            О. Анисимов Вып. 20 
            А. Михайлов Вып. 22 
            Я. Чеснов Вып. 23 
            Партитура виртуоза Вып. 24 
            Г. Юрьев и соав. Вып. 25 
         Труды ИГВ ИФ РАН 
            Медиц. и нов. технологии 
            Философ.науки 2007, № 8  
            Я. Чеснов Вып. 27 
            М. Пронин и Г. Юрьев Вып. 28 
            Я. Чеснов Вып. 29 
            М. Пронин Вып.34 
            М. Пронин Вып. 35 
         Статьи 
         Тезисы 
   Интернет-магазин 
Виртуалистика в жизни 
подписаться
отписаться


 Виртуальная жизнь > Новости-Обновления > 7-ые Носовские чтения-2016 > Труды ИГВ ИФ РАН > Я. Чеснов Вып. 29

Чеснов Я. В.

 

Виртуалистика: философско-антропологический анализ. Учебное пособие / Под ред. М.А Пронина (отв. ред.), А.В. Захряпина, Е.В. Мочалова / Мордовский гуманитарный институт. - Саранск: Типография «Рузаевский печатник», 2008. - 130 с. - (Тр. Иссл. группы «Виртуалистика». Ин-та философии РАН. Вып. 29).

 

В данном издании автор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, представляет научной общественности разработанный им философско-антропологический курс виртуальной антропологии. Мировоззренческим основанием курса служат историко-философские разработки проблем виртуальной реальности, а также новейшие подходы М. Хайма, С.С. Хоружего, О.И. Генисаретского, Н.А Носова, И.А Акчурина, Г.Ю. Юрьева, В.И. Моисеева, М.Л. Пронина и др. В курс включены теоретические концепции автора, возникавшие на протяжении всей его научной жизни в ходе полевых антропологических исследований у народов Сибири, Кавказа, Западной и Восточной Европы, в Юго-Восточной Азии и США. В итоге анализируются экзистенции человеческой жизни, по отношению к которым становится возможным управленческий подход.

Издание рассчитано на студентов и аспирантов, которым необходима ориентация в сложной антропологической Вселенной с помощью путеводной нити философии.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Антропология как поле междисциплинарных взаимодействий философии

II. Свойства виртуально-бытийной реальности

1. Биполярная амбивалентность

2. Агональные мысле-образы

3. Витальные биоэты

4. Экзистенциалы места. Место и топоментальность

5.  Символизация и эмблематизация

6. Экзистенциалы места. Виртуальные свойства

7. Жестовое пространство

8. Природосообразность и природосущностность

9. Эмерджентность и пустота

10. Доверие и доверительность

11. Компетенция и компетентность

III. Вместо заключения. Как думать антропологически?

IV. План лекций

Лекция 1. Этноландшафт и этнос

Лекция 2. Тело и телесность

Лекция 3.Здоровье и витальность

4. Проведение мастер-класса

 

Предисловие

 Брошюра Яна Вениаминовича Чеснова - на мой взгляд, одного из интереснейших отечественных анропологов-практиков, - вместила в себя квинтэссенцию философии современной антропологии.  Современной не в том смысле, что также как он, Я. В. Чеснов, думают многие антропологи, этнографы, философы: полагаю, что для изрядной доли таковых текст будет откровением, - а в том смысле, что это своевременный, должный и, не побоюсь, - подобающий и закономерный уровень осмысления философии своей профессии и понимания проявлений «экзистенции человеческой жизни».

Теоретические идеи, философские концепты, предлагаемые автором, выношены, выстраданы и созданы им в процессе осмысления результатов многолетней работы – сбора, описания, анализа и интерпретации личного наблюдательного материала, полученного им в ходе полевых антропологических исследований у народов Сибири, Кавказа, Западной и Восточной Европы, в Юго-Восточной Азии и США.

Последние годы свои теоретические, методологические и философские разработки автор ведет в Центре виртуалистики Института человека РАН (ЦВ ИЧ РАН), в исследовательской группе «Виртуалистика» Института философии РАН. Поэтому слово виртуальный в его труде не только не случайно, но закономерно: виртуальность понимается им как философская категория, через призму, философско-методологическую «оптику» которой он рассматривает «экзистенции человеческой жизни»: бытийность, витальность и другие не менее захватывающие и очаровывающие ее компоненты.

Поскольку абстрактные идеи, концепты передавать сложно, то можно считать большой удачей для читателя то, что произведение отчасти носит автобиографический, если не жанр или характер, то залог. Видно, что текст и труд очень личностные, хотя за нарочитой отстраненностью автор и пытается умалить себя и свою роль в предъявлении сделанного. В этом плане текст абсолютно «историко-этнографический»: профессия сказывается.

Возможно сегодня с выходом в свет данной брошюры о новом де-факто стандарте профессии антрополога, этнографа или философского антрополога говорить еще рано, но как событие отметить, несомненно, следует.

Во-первых, можно констатировать, что этнография, наконец-то, разродилась теорией: виртуально-антропологической, виртуально-бытийной. Можно говорить о серьезном теоретическом прорыве - создании стройной концептуальной основы для разработки структуры теоретического знания этнографии и антропологии, прежде всего ее гуманитарной составляющей.

Во-вторых, философско-антропологический уровень исследований получил более четкую и осязаемую привязку к первичной феноменологии человеческого бытия.

В силу предыдущих утверждений, третье значение данной работы лежит в знаниевых - в парадигматических структурах. Ухваченное и концептуализированное Я. В. Чесновым позволяет говорить о новом философском взгляде на понимание природы – виртуса и казуса проявлений «экзистенции человеческой жизни».

Думается, что именно на этом стыке – «процепте» (термин О. И. Генисаретского), -предложенном Я. В. Чесновым, и произойдут в ближайшее время наиболее интересные философско-антропологические прорывы, основу для которых закладывает брошюра «Виртуально-философская антропология».

Но это, мое мнение. На сколько я прав, как и насколько прав автор в своих теоретических построениях концептов – судить читателю и истории.

Тем не менее, такая смелость в оценке значения данной работы связана с тем, что ЦВ ИЧ РАН и его «преемница» – ИГВ ИФ РАН, - выпускает уже третью книгу Я. В. Чеснова, иными словами, за выпуском настоящей брошюры стоит вполне определенная история отношений, обсуждений, исследований, дискуссий и прочих экзистенций человеческой жизни, научной жизни. Центр и группа были той системообразующей средой, в которой рождалась виртуально-философская антропология. Конечно, и сам Ян Вениаминович – не только и не столько внутренний элемент телесности такой системы, сколько его смыслообразующая, витальная, ландшафтная и биоэтическая «оболочка» - несущий каркас. Интерактивность, как один из атрибутов виртуальной реальности, в наших взаимоотношениях и взаимодействии – полная и взаимообуславливающая.

Так, в 2003 году мы выпустили его уже ставшую раритетом брошюру «Парфеньевские бабы, или Антропология женского тела. Виртуальный сценарий». Сценарий, до сих пор не воплощенный в фильм. Но автор, как режиссер своей жизни, создал следующее произведение: «бабы…» стали предтечей его монографии «Телесность человека: философско-антропологическое понимание» (2007).

Поэтому, настоящую брошюру можно рассматривать как парадигматическое введение к вышеуказанным работам, а сами работы и как развернутые иллюстрации теоретических концептов, и как компоненты целостной системы - системы виртуально-философской антропологии.

 

М. А. Пронин,
заместитель заведующего отделом
 комплексных проблем изучения человека,
руководитель исследовательской группы «Виртуалистика»
Института философии РАН
к.мед. наук, ст.н.с.

 

ПРОЧИТАТЬ.

# # #

 

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru