Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 7, Труды Центра профориентации. – М.: "Путь", 2000. – 69 с.
Nosov N.A. Dictionary of Virtual Terms // Works of the Laboratory of Virtualistics. Vol. 7. – Moscow, “Put'”, 2000. – 69 pp.
А - И
Автономный виртуальный образ (автоном) – образ, который может разворачиваться в виртуальную реальность независимо от выполняемой в данный момент деятельности. Если обычный, "связанный", виртуальный образ возникает на выполняемой человеком деятельности и без ее выполнения возникнуть не может (характерно для чеповека-консуетала). то автономный виртуальный образ самодостаточен – он сам внутри себя разворачивается в виртуальную реальность. На первой стадии виртуализированности (на стадии человека-эвентума) автономный образ является ситуационным – разворачивается в определенных ситуациях. На второй стадии виртуализи-рованности (на стадии человека-оператора} автономный образ является операциональным – разворачивается совершенно спонтанно и независимо от ситуации. Автономный виртуальный образ, разворачиваясь в виртуальную реальность, вызывает компульсивное желание совершить соответствующее виртуальному образу действие. Автоном есть родовое наименование для ситуационных и операциональных виртуальных образов.
Реальность автонома становится реальностью обычного, консуетального существования человека на третьей стадии виртуализированности (на стадии человека-виртуала). Здесь человек переходит к существованию в другой относительно исходной, константной реальности. Эта новая реальность становится для него константной реальностью, относительно которой появляются новые уровни гратуала и ингратуала. Категориально, как тип существования, человек-виртуал тождественен человеку-консуеталу; содержательно это разные реальности, а формально они тождественны.
Этапы, или уровни образности – человек-консуетал, человек-эвентум, человек-оператор, человек-виртуал - есть уровни треугольной модели, описывающей процесс порождения новой виртуальной реальности.
Аномия – нарушение синомии.
Аретевт – человек, практикующий аретею.
Аретент – человек, по отношению к которому применяется аретея.
Аретея – область практической работы с виртуальными объектами: консуеталами, виртуалами и собью. Специфика аретеи определяется двумя принципиально важными обстоятельствами: а) аретея основывается на виртуальных моделях, т.е. полионтичных, включающих в себя минимум две онтологические реальности, б) аретея основана на вполне определенной онтологии (философии), строится на соответствующих онтологии теоретических моделях и соответствующих теоретическим моделям экспериментальных исследованиях. Таким образом, аретея – тип практики, имеющий философское и научное (теоретическое и экспериментальное) основание.
В виртуалистике на базе единого онтологического представления может быть построено множество частных теоретических (научных) моделей, каждая из которых (будучи экспериментально верифицированной) соответствует определенной сфере практики. Таким образом обеспечивается верифицированность (обоснованность) и фальсифицированность (определение границ применимости) аретеи.
Одна из сложностей понимания того, что такое аретея, заключается в том, что сама категория виртуальности является относительной. Она определяется через сопоставление с категорией константности: то, что является виртуальным, определяется тем, что берется в качестве константной реальности. Аретея не имеет предметной отнесенности, так же как и виртуалистика. Аретея может быть применена во всех сферах жизни человека. Аретея - это не метод, не методика, а тип практики, в рамках которого могут применяться разные способы работы. Аретея -это практическая работа с виртуальными объектами.
Термин "аретея" имеет два смысла. Первый – тип практики, практическая часть виртуальной психологии, второй – собственно практическое воздействие. Тот человек, который осуществляет аретею, называется "аретевт", тот человек, который подвергается аретее, называется "аретент". Есть три вида аретеи: аттракция, девиртуализация и синомия.
Виртолюция – порождение многоуровневой соби в генезисе объекта.
Виртуал – 1) обобщенное название для виртуальных событий, виртуальной реальности, совокупности виртуальных реальностей, фрагмента виртуальной реальности в противопоставлении соби; 2) видовое название для гратуала и ингратуала в противопоставлении консуеталу. Виртуал, в отличие от других психических производных, типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает его не как порождение своего собственного ума, а как реальность. Виртуал обладает следующими свойствами: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективированность, изменен-ность статуса телесности, сознания, личности и воли.
Виртуализатор – демиург; творец виртуальных миров.
Виртуалистика – дисциплина, включающая научные и практические знания, занимающаяся виртуальными реальностями. Виртуалистика не является научной дисциплиной, а есть парадигмальный подход, в рамках которого виртуальные реальности рассматриваются как реалии, обладающие онтологическим статусом существования, а не как эпифеномены. Виртуалистика основывается на признании полионтичности виртуальных реальностей. Виртуалистика есть подход, который может быть использован в любой научной дисциплине.
Во второй половине XX века идея виртуальности возникла независимо друг от друга в нескольких сферах науки и техники.
В физике элементарных частиц были обнаружены частицы, возникающие только в акте взаимодействия других частиц. Эти эфемерные частицы были названы виртуальными. Особенность их заключается в том, что, с одной стороны, нельзя сказать, что их нет, поскольку они существуют в процессе физического взаимодействия. И, в то же время, нельзя сказать, что они есть, хотя бы потенциально, в других частицах. Нет, в действительности, их там нет. Они существуют только актуально, те. Только здесь и теперь – порождаются во время взаимодействия других частиц, выполняют свою функцию в процессе их преобразования и исчезают, как будто их никогда и не было. Виртуальные частицы никогда не фигурируют в начальных и конечных условиях взаимодействия.
В компьютерной технике широко используются понятия виртуальной машины, виртуальной памяти и т.д. В компьютере есть специальные элементы для хранения информации, но создавая особые функциональные отношения между элементами компьютера с помощью программных средств, можно обеспечить человеку возможность пользоваться большим объемом информации, чем это позволяют физические носители. Эта память, превосходящая емкость физических носителей, и называется виртуальной памятью. Виртуальной памяти не соответствует никакой конкретно физический носитель и она существует только пока сохраняются построенные пользователем функциональные отношения между элементами компьютера.
В эргономике было обнаружено, что в процессе функционирования системы для выполнения определенной задачи в данный момент времени могут образовываться особые динамические объекты, которые затем исчезают. Например, при выполнении фигуры высшего пилотажа возникающие перегрузки заставляют летчика воспринимать самолет не целиком, во всей полноте его функций, и даже не с точки зрения выполняемой в данный момент задачи (допустим, преследование противника), а исключительно как определенный аэродинамический объект, который нужно вывести из состояния перегрузки. Создается необычная, напряженная и физически, и психологически ситуация, которая разряжается сразу после выхода из состояния перегрузки. Оказалось, что при проектировании самолетов нельзя абстрагироваться от подобных ситуаций, что необходимо учитывать возникновение таких качественно новых объединений человека и технической системы. Такие временные динамические объекты были названы виртуальными (Зараковский, Павлов, 1987; Голего, 1989).
В психологии был описан особый тип психических состояний, существующих только актуально. Этот тип психологических состояний был назван "виртуальными со-стояниями" (Носов, Генисаретский, 1986).
Исследования в эргономике по созданию принципиально нового типа средств отображения информации, начавшиеся в военно-воздушных силах США еще в 60-е годы, привели к разработке так называемой "виртуальной кабины самолета". Новизна идеи виртуальной кабины самолета заключалась в создании так называемого головного шлема (head-mount display или head-mounted display). Шлем может дополняться "перчаткой" с датчиками, с помощью которых управляют изображением. Управляющие датчики можно прикрепить к любым частям тела. Существуют тренажеры, где управляющие воздействия осуществляются и речью, и движениями глаз, рук, головы или тела. К разным частям тела можно также прикрепить датчики, передающие человеку ощущения от взаимодействия с виртуальным объектом – тогда человек будет физически чувствовать изменения, происходящие с объектом.
Головной шлем, с одной стороны, оказался идеальным средством для реализации идеи "искусственной реальности", разрабатываемой с б0-х годов М.Крюгером. М. Крюгер с 70-х годов разрабатывал идеологию "искусственной реальности" и пытался создать техническую систему, интегрирующую в едином информационном пространстве изображение, звук и движение. Шлем, с другой стороны, оказался реальным воплощением идеи кибер-пространства, восходящей к работам М.Маклюэна и В.Гибсона.
В результате агрессивной рекламной кампании по продвижению виртуальных компьютеров на рынок, термин "виртуальная реальность" стал в обыденном сознании ассоциироваться исключительно с компьютерами.
Виртуальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические виртуальные реальности. Виртуальная психология как научная дисциплина 1) строится на вполне определенном философском базисе (виртуальная философия), 2) имеет специфические теоретические модели (идеальные объекты), 3) адекватную типу теоретических моделей схему эксперимента и 4) собственную сферу практики (аретея). Базовой философской идеей, на которой строится виртуальная психология, является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей.
Реально человек осуществляет свою жизнь на одном из возможных уровней психических реальностей, относительно которой все остальные, в которых он может существовать, имеют статус виртуального существования, и любая из них в любой момент может развернуться в самостоятельную реальность или свернуться в элемент другой, константной реальности. Принятие идеи виртуальности приводит к тому, что психика рассматривается как сложное образование, т.е. включающее в себя разнородные реальности, не сводимые не только к непсихическим реальностям (например, физиологической или социологической), но и к друг другу.
Виртуальная реальность – реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологическая, социальная, техническая и проч.), обладающая следующим рядом свойств: порожденность (виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; психологические виртуальные реальности порождаются психикой человека), актуальность (виртуальная реальность существует актуально, только "здесь и теперь", только пока активна порождающая реальность), автономность (в виртуальной реальности свое время, свое пространство и свои законы существования), интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них).
В отличие от виртуальной, порождающая реальность называется константной реальностью. "Виртуальность" и "константность" образуют категориальную оппозицию, т.е. являются философскими категориями. В отличие от схоластики, в виртуалистике виртуальность противопоставляется не субстанциальности, а константности, и отношения между ними относительны: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью. И в обратную сторону – виртуальная реальность может "умереть" в своей константной реальности – свернуться в элемент своей константной реальности, которая имеет статус виртуальной по отношению к своей константной реальности. Относительность отношений категориальной пары "виртуальный-константный" образуют онтологическую модель.
Виртуальных онтологических моделей нет ни в западной, ни в восточной философии.
Онтологически нет ограничений на количество уровней иерархии реальностей, но психологически, т.е. относительно конкретного человека, актуально функционирует только две реальности п-го уровня: одна константная и одна виртуальная. В философской модели человек при этом может положить существование обеих реальностей как предельных, порождая дуализм; может положить существование лишь одной реальности, считая вторую производной от первой. Учитывая, что философствующие субъекты могут находиться на разных иерархических уровнях, из этой парадигмы (иерархический уровень и дуализм – монизм), можно реконструировать все западные типы философий.
Виртуальная реальность психологическая – виртуальная реальность, порожденная психикой человека.
Виртуальная реальность воли – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возможность сделать объектом управления самого себя в целом и осуществлять управление своей жизнью.
Виртуальная реальность личности – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возможность выделять себя через противопоставление позиции другого человека.
Виртуальная реальность сознания – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возможность отделять свою психику (мысли, чувства, переживания) от психики другого человека.
Виртуальная реальность телесности – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возможность выделять свое тело от других материальных объектов.
Виртуальная реальность человека – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возможность сопоставления себя со всем остальным миром.
Виртуальная философия – полионтичная философия, предполагающая сосуществование множества онтологических реальностей с виртуальным типом отношений между ними.
Виртуальная цивилизация – культура, построенная на виртуальной философии в сочетании с научными виртуальными моделями, реализованными посредством виртуальной компьютерной техники.
Виртуальный образ – психический образ, отражающий процессы, происходящие внутри психики и управляющий ими; человек, имеющий виртуальный образ, считает, что репрезентант этого образа объективно существует, вне зависимости от человека.
Виртуальный человек – сумма всех виртуальных реальностей человека.
Абсолют
созерцание
добродетель <> воля
сознание <> психика
организм <> индивид
род <> разумность
природа
Абсолют
совершенный <> внутренний <> внешний <> родовой <> космический
человек человек человек человек человек
Виртуальный человек
Каждый следующий уровень в иерархии виртуального человека порождается за счет виртуального расслоения верхнего элемента нижележащего уровня. Такой способ порождения реальностей назван нами "принципом матрешки" (Носов, 1994). Например, психика внешнего человека, порождая внутреннего человека, сама не присутствует в реальности внутреннего человека, у которого свои константная и виртуальная реальности: сознание и воля.
Следует сделать замечание относительно нашего словоупотребления. Иногда одно и тоже слово употребляется в разных смыслах, например, воля юноши и воля внутреннего человека. Это не ошибка. Мы действительно в одно и тоже слово можем вкладывать разный смысл. Это обусловлено тем, что смысл слова определяется тем контекстом, той реальностью, по отношению к которой применяется данное слово. Надо только все время указывать и отслеживать переходы между реальностями.
Подчеркнем, что понятие "человек" в рамках данной схемы не субстанциально, т.е. может применяться к разным элементам схемы, и поэтому каждый раз надо указывать на контекст употребления этого понятия.
Внешний человек – человек, имеющий очевидную морфологическую составляющую; внешний человек является структурным элементом виртуального человека.
Реальность новорожденного порождает реальность телесности, реальность телесности – реальность сознания и т.д. Относительно новой виртуальной реальности все предыдущие приобретают статус единой константной реальности. Например, когда появляется реальность личности, все, что было до сих пор в человеке – реальность телесности и реальность сознания – выступают для него как единое образование, данное природой, хотя онтологически эти реальности различаются и в определенные моменты каждая из них может актуализироваться. При освоении реальности воли объектом организации человека становится вся его жизнь целиком, он сам в целом, и по отношению к самому себе он становится объектом преобразования. Это, собственно, и есть удвоение реальности человека. Человеку теперь приходится различать самого себя как принадлежащего и константной реальности собственной жизни, и трансцендентной реальности. Для обозначения этих типов существования человека в европейской традиции употребляются термины "внешний человек" и "внутренний человек".
трансцендентность
юноша <> воля
подросток <> личность
дошкольник <> сознание
младенец <> телесность
новорожденный <> тело
род
внешний <> юноша <> подросток <> дошкольник <> младенец <> новорожденный
человек
Внешний человек
Внешний человек – это человек, имеющий в качестве константной реальности юношу и в качестве виртуальной реальности психику.
Внутренний человек – обобщенное название для виртуальных уровней человека, располагающихся между внешним человеком и совершенным человеком.
Вторая степень гратуала – см. Интенсивность виртуала.
Вторая степень ингратуала – см. Интенсивность виртуала.
Гратуал – ощущение пребывания в виртуальной реальности более высокого уровня, чем константная реальность.
Девиртуализация – лишение статуса виртуального, т.е. придание статуса консуетального.
Дошкольник – это человек, имеющий в качестве константной реальности младенца и в качестве виртуальной реальности сознание.
Измененность статуса воли – измененность в вир-туале роли воли в деятельности человека. В гратуале деятельность совершается без волевых усилий со стороны человека, как бы самопроизвольно, кажется текущей сама собой, деятельность становится самодействующей силой. В ингратуале, напротив, осуществление деятельности возможно только с помощью напряжения волевых усилий, деятельность "не идет", "сопротивляется", тело человека "не слушается" его и т.п.
Измененность статуса личности – измененность в виртуале самооценки. В гратуале при сверхэффективной и чрезвычайно легко текущей деятельности у человека появляется чувство своего могущества: возможность преодолеть все препятствия, свернуть горы, ощущение окрыленности. В ингратуале же при очень трудно текущей деятельности у человека появляется чувство своего бессилия, ощущение подавленности.
Измененность статуса сознания – измененность в виртуале характера функционирования сознания. В гратуале сфера деятельности человека расширяется – человек легко схватывает и перерабатывает весь необходимый объем информации. В ингратуале сфера деятельности уменьшается – информация схватывается и перерабатывается с трудом. Находясь в гратуале, говорят о предельной ясности сознания, об обострении чувства прогнозирования и т.п. Находясь в ингратуале, говорят о сознании сузившемся, темном, мышление становится при этом вязким, внимание – рассеянным и т.п.
Измененность статуса телесности – измененность в виртуале статуса телесности – меняется ощущение собственного тела и ощущение внешнего пространства. В гратуале тело человека становится легким и приятным, а пространство, в котором человек действует, расширяется и переживается как привлекательное, аттрактивное. В ингратуале тело становится чужим, неподвластным, человек замыкается на каком-то отдельном фрагменте собственного тела, а пространство, в котором он действует, становится вязким, тяжелым и переживается как непривлекательное.
Ингратуал – ощущение пребывания в виртуальной реальности более низкого уровня, чем константная реальность.
Интенсивность виртуала – интенсивность проявления виртуальных качеств, характеристика энергетической ! насыщенности виртуала. Если взять консуетал за нулевой ; уровень, нулевую степень, то можно выделить три степени интенсивности гратуала (+1, +2, +3) и три степени интенсивности ингратуала (–1, –2, –3).
Небольшая (первая) степень интенсивности гратуала (+1) есть показатель высокой эффективности протекания психических процессов. В авиации это состояние называется "чувством самолета", в спорте – "чувством мяча", "чувством воды" и т.д.
Интенсивный гратуал (вторая степень, +2) весьма коварная вещь, так как увлекает человека, ему кажется все легким и доступным. Поэтому здесь главное – распознать это событие, определить, что сила чувства легкости, могущества является избыточной, неадекватной.
Крайняя (третья) степень гратуала (+3) опасна тем, что у человека появляется ощущение избытка сил, которое приводит либо к отвлечению внимания от исходной деятельности, либо к выполнению незапланированных, несанкционированных действий. "Подобное чувство возникало после длительного тренировочного полета по дублирующим приборам с имитацией отказа основных пило-тажно-навигационных приборов, – говорит один летчик. -После "включения" инструктором основных пилотажно-на-вигационных приборов создается впечатление удивительной простоты определения положения самолета и его пилотирования. "Освобожденное" внимание посвящал в этих случаях вещам далеким от полета, например, мечтам о предстоящем отпуске".
Небольшая (первая) степень интенсивности ингра-туала (-1) должна восприниматься человеком как сигнал начала разбалансировки психических процессов. В таких случаях следует встряхнуться, сосредоточиться, расслабиться, переключиться, если есть время, на другие действия.
Интенсивный ингратуал (вторая степень, –2) опасен тем, что характеризуется появлением ощущения бессилия, трудности и даже невозможности выполнения задания. В этом плане основная психологическая задача - преодолеть это чувство. Для это есть два способа. Первый – если есть возможность – выйти из трудной ситуации, прекратить выполнение деятельности, успокоиться, прийти в себя и снова вернуться к выполнению задания. Второй – усилием воли заставить себя делать то, что нужно. Как советует один из летчиков: "Главное – не дать ситуации развиться. Необходимо волевым импульсом "взять себя в руки". И помнить, что твоя наземная подготовка, твой летный опыт помогут тебе"
Крайняя (третья) степень ингратуала (–3) есть показатель развала деятельности. "Большие изменения – говорит летчик, – по высоте при полете на малой высоте, и никак невозможно установить горизонтальный полет. Ручка управления самолетом зажата так, что побелели пальцы, не хватает внимания посмотреть на скорость. Пот заливает глаза. Внутри возникает какой-то ужас. Все это выливается в энергичный отход от земли, где успокаиваешься и входишь в нормальное состояние".
* * *
|