Виртуалистика 
Аретея 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
   Ресурсный центр 
      Библиотека 
   Новости-Обновления 
      Семинар "Виртуалистика" 
      Проекты 
      Технологии ВР 1995 
      Виртуальная реальность 1997 
      Виртуальная психология 2000 
      Виртуалистика 2001 
      1-ые Носовские чтения 2004 
      Виртуалистика 2005 
      IV Рос.философ.конгресс 2005 
      2-ые Носовские чтения 2006 
      3-и Носовские чтения 2008 
      Конф.Генезис категории ВР 2008 
      Филос.Вост.Единоборств-2010 
      4-ые Носовские чтени- 2010 
      Конструирование человека-2011 
      5-ые Носовские чтения-2012 
      6-е Носовские чтения-2014 
      1-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2015 
      7-ые Носовские чтения-2016 
         Пролегомены 
         Словарные статьи 
            Виртуалистика 
            Виртуальная реальность (ВР) 
            Виртуальность 
            Психологическая ВР 
         Труды ЦВ ИЧ РАН 
            Словарь виртуалистики Вып. 7 
               Словник 
                  А - И 
                  К - С 
                  Т - Ю 
               Appendix 
            Не-виртуалистика. Вып. 12 
            Манифест... Вып. 15 
         Рефераты 
            Труды ЦВ 1990 - 2001 
            Н. Носов Вып. 18 
            Э. Асадуллин_Вып. 19 
            О. Анисимов Вып. 20 
            А. Михайлов Вып. 22 
            Я. Чеснов Вып. 23 
            Партитура виртуоза Вып. 24 
            Г. Юрьев и соав. Вып. 25 
         Труды ИГВ ИФ РАН 
            Медиц. и нов. технологии 
            Философ.науки 2007, № 8  
            Я. Чеснов Вып. 27 
            М. Пронин и Г. Юрьев Вып. 28 
            Я. Чеснов Вып. 29 
            М. Пронин Вып.34 
            М. Пронин Вып. 35 
         Статьи 
         Тезисы 
   Интернет-магазин 
Виртуалистика в жизни 
подписаться
отписаться


 Виртуальная жизнь > Новости-Обновления > 7-ые Носовские чтения-2016 > Труды ЦВ ИЧ РАН > Словарь виртуалистики Вып. 7 > Словник > А - И

Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 7, Труды Центра профориентации. – М.: "Путь", 2000. – 69 с.

Nosov N.A. Dictionary of Virtual Terms // Works of the Laboratory of Virtualistics. Vol. 7. – Moscow, “Put'”, 2000. – 69 pp.

А - И

Автономный виртуальный образ (автоном)образ, который может разворачиваться в виртуальную реаль­ность независимо от выполняемой в данный момент дея­тельности. Если обычный, "связанный", виртуальный об­раз возникает на выполняемой человеком деятельности и без ее выполнения возникнуть не может (характерно для чеповека-консуетала). то автономный виртуальный об­раз самодостаточен – он сам внутри себя разворачивает­ся в виртуальную реальность. На первой стадии виртуализированности (на стадии человека-эвентума) автоном­ный образ является ситуационным – разворачивается в определенных ситуациях. На второй стадии виртуализи-рованности (на стадии человека-оператора} автономный образ является операциональным – разворачивается со­вершенно спонтанно и независимо от ситуации. Автоном­ный виртуальный образ, разворачиваясь в виртуальную реальность, вызывает компульсивное желание совершить соответствующее виртуальному образу действие. Авто­ном есть родовое наименование для ситуационных и операциональных виртуальных образов.

Реальность автонома становится реальностью обыч­ного, консуетального существования человека на третьей стадии виртуализированности (на стадии человека-виртуала). Здесь человек переходит к существованию в дру­гой относительно исходной, константной реальности. Эта новая реальность становится для него константной ре­альностью, относительно которой появляются новые уровни гратуала и ингратуала. Категориально, как тип су­ществования, человек-виртуал тождественен человеку-консуеталу; содержательно это разные реальности, а формально они тождественны.

Этапы, или уровни образности – человек-консуетал, человек-эвентум, человек-оператор, человек-виртуал - есть уровни треугольной модели, описывающей процесс порождения новой виртуальной реальности.

Аномиянарушение синомии.

Аретевтчеловек, практикующий аретею.

Аретент – человек, по отношению к которому приме­няется аретея.

Аретеяобласть практической работы с виртуальны­ми объектами: консуеталами, виртуалами и собью. Спе­цифика аретеи определяется двумя принципиально важ­ными обстоятельствами: а) аретея основывается на вир­туальных моделях, т.е. полионтичных, включающих в себя минимум две онтологические реальности, б) аретея осно­вана на вполне определенной онтологии (философии), строится на соответствующих онтологии теоретических моделях и соответствующих теоретическим моделям экс­периментальных исследованиях. Таким образом, аретея – тип практики, имеющий философское и научное (теоре­тическое и экспериментальное) основание.

В виртуалистике на базе единого онтологического представления может быть построено множество частных теоретических (научных) моделей, каждая из которых (бу­дучи экспериментально верифицированной) соответству­ет определенной сфере практики. Таким образом обеспе­чивается верифицированность (обоснованность) и фальсифицированность (определение границ применимости) аретеи.

Одна из сложностей понимания того, что такое аре­тея, заключается в том, что сама категория виртуальности является относительной. Она определяется через сопо­ставление с категорией константности: то, что является виртуальным, определяется тем, что берется в качестве константной реальности. Аретея не имеет предметной отнесенности, так же как и виртуалистика. Аретея может быть применена во всех сферах жизни человека. Аретея - это не метод, не методика, а тип практики, в рамках кото­рого могут применяться разные способы работы. Аретея -это практическая работа с виртуальными объектами.

Термин "аретея" имеет два смысла. Первый – тип практики, практическая часть виртуальной психологии, второй – собственно практическое воздействие. Тот чело­век, который осуществляет аретею, называется "аретевт", тот человек, который подвергается аретее, назы­вается "аретент". Есть три вида аретеи: аттракция, девиртуализация и синомия.

Виртолюцияпорождение многоуровневой соби в генезисе объекта.

Виртуал – 1) обобщенное название для виртуальных событий, виртуальной реальности, совокупности вирту­альных реальностей, фрагмента виртуальной реальности в противопоставлении соби; 2) видовое название для гратуала и ингратуала в противопоставлении консуеталу. Виртуал, в отличие от других психических производных, типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает его не как порождение своего собственного ума, а как реальность. Виртуал обладает следующими свойствами: непривыкаемость, спонтан­ность, фрагментарность, объективированность, изменен-ность статуса телесности, сознания, личности и воли.

Виртуализатор – демиург; творец виртуальных ми­ров.

Виртуалистика – дисциплина, включающая научные и практические знания, занимающаяся виртуальными реальностями. Виртуалистика не является научной дисци­плиной, а есть парадигмальный подход, в рамках которого виртуальные реальности рассматриваются как реалии, обладающие онтологическим статусом существования, а не как эпифеномены. Виртуалистика основывается на признании полионтичности виртуальных реальностей. Виртуалистика есть подход, который может быть исполь­зован в любой научной дисциплине.

Во второй половине XX века идея виртуальности воз­никла независимо друг от друга в нескольких сферах нау­ки и техники.

В физике элементарных частиц были обнаружены частицы, возникающие только в акте взаимодействия дру­гих частиц. Эти эфемерные частицы были названы вирту­альными. Особенность их заключается в том, что, с од­ной стороны, нельзя сказать, что их нет, поскольку они существуют в процессе физического взаимодействия. И, в то же время, нельзя сказать, что они есть, хотя бы потен­циально, в других частицах. Нет, в действительности, их там нет. Они существуют только актуально, те. Только здесь и теперь – порождаются во время взаимодействия других частиц, выполняют свою функцию в процессе их преобразования и исчезают, как будто их никогда и не было. Виртуальные частицы никогда не фигурируют в на­чальных и конечных условиях взаимодействия.

В компьютерной технике широко используются поня­тия виртуальной машины, виртуальной памяти и т.д. В компьютере есть специальные элементы для хранения информации, но создавая особые функциональные отно­шения между элементами компьютера с помощью про­граммных средств, можно обеспечить человеку возмож­ность пользоваться большим объемом информации, чем это позволяют физические носители. Эта память, превос­ходящая емкость физических носителей, и называется виртуальной памятью. Виртуальной памяти не соответ­ствует никакой конкретно физический носитель и она су­ществует только пока сохраняются построенные пользо­вателем функциональные отношения между элементами компьютера.

В эргономике было обнаружено, что в процессе функ­ционирования системы для выполнения определенной задачи в данный момент времени могут образовываться особые динамические объекты, которые затем исчезают. Например, при выполнении фигуры высшего пилотажа возникающие перегрузки заставляют летчика восприни­мать самолет не целиком, во всей полноте его функций, и даже не с точки зрения выполняемой в данный момент задачи (допустим, преследование противника), а исклю­чительно как определенный аэродинамический объект, который нужно вывести из состояния перегрузки. Соз­дается необычная, напряженная и физически, и психоло­гически ситуация, которая разряжается сразу после вы­хода из состояния перегрузки. Оказалось, что при проек­тировании самолетов нельзя абстрагироваться от подоб­ных ситуаций, что необходимо учитывать возникновение таких качественно новых объединений человека и техни­ческой системы. Такие временные динамические объекты были названы виртуальными (Зараковский, Павлов, 1987; Голего, 1989).

В психологии был описан особый тип психических со­стояний, существующих только актуально. Этот тип пси­хологических состояний был назван "виртуальными со-стояниями" (Носов, Генисаретский, 1986).

Исследования в эргономике по созданию принципи­ально нового типа средств отображения информации, на­чавшиеся в военно-воздушных силах США еще в 60-е го­ды, привели к разработке так называемой "виртуальной кабины самолета". Новизна идеи виртуальной кабины са­молета заключалась в создании так называемого голов­ного шлема (head-mount display или head-mounted display). Шлем может дополняться "перчаткой" с датчика­ми, с помощью которых управляют изображением. Управ­ляющие датчики можно прикрепить к любым частям тела. Существуют тренажеры, где управляющие воздействия осуществляются и речью, и движениями глаз, рук, головы или тела. К разным частям тела можно также прикрепить датчики, передающие человеку ощущения от взаимодей­ствия с виртуальным объектом – тогда человек будет фи­зически чувствовать изменения, происходящие с объек­том.

Головной шлем, с одной стороны, оказался идеаль­ным средством для реализации идеи "искусственной ре­альности", разрабатываемой с б0-х годов М.Крюгером. М. Крюгер с 70-х годов разрабатывал идеологию "искусст­венной реальности" и пытался создать техническую си­стему, интегрирующую в едином информационном прост­ранстве изображение, звук и движение. Шлем, с другой стороны, оказался реальным воплощением идеи кибер-пространства, восходящей к работам М.Маклюэна и В.Гибсона.

В результате агрессивной рекламной кампании по продвижению виртуальных компьютеров на рынок, тер­мин "виртуальная реальность" стал в обыденном созна­нии ассоциироваться исключительно с компьютерами.

Виртуальная психологияотрасль психологии, из­учающая психологические виртуальные реальности. Вир­туальная психология как научная дисциплина 1) строится на вполне определенном философском базисе (виртуаль­ная философия), 2) имеет специфические теоретические модели (идеальные объекты), 3) адекватную типу теоре­тических моделей схему эксперимента и 4) собственную сферу практики (аретея). Базовой философской идеей, на которой строится виртуальная психология, является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не своди­мых друг к другу, реальностей.

Реально человек осуществляет свою жизнь на одном из возможных уровней психических реальностей, относи­тельно которой все остальные, в которых он может суще­ствовать, имеют статус виртуального существования, и любая из них в любой момент может развернуться в са­мостоятельную реальность или свернуться в элемент другой, константной реальности. Принятие идеи вирту­альности приводит к тому, что психика рассматривается как сложное образование, т.е. включающее в себя разно­родные реальности, не сводимые не только к непсихиче­ским реальностям (например, физиологической или со­циологической), но и к друг другу.

Виртуальная реальность – реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологиче­ская, социальная, техническая и проч.), обладающая сле­дующим рядом свойств: порожденность (виртуальная ре­альность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; психологиче­ские виртуальные реальности порождаются психикой че­ловека), актуальность (виртуальная реальность су­ществует актуально, только "здесь и теперь", только пока активна порождающая реальность), автономность (в вир­туальной реальности свое время, свое пространство и свои законы существования), интерактивность (виртуаль­ная реальность может взаимодействовать со всеми дру­гими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них).

В отличие от виртуальной, порождающая реальность называется константной реальностью. "Виртуальность" и "константность" образуют категориальную оппозицию, т.е. являются философскими категориями. В отличие от схо­ластики, в виртуалистике виртуальность противопостав­ляется не субстанциальности, а константности, и отноше­ния между ними относительны: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью. И в обратную сторону – виртуальная реальность может "умереть" в своей константной реальности – свернуться в элемент своей константной реальности, которая имеет статус виртуальной по отношению к своей константной реальности. Относительность отношений категориальной пары "виртуальный-константный" образуют онтологиче­скую модель.

Виртуальных онтологических моделей нет ни в запад­ной, ни в восточной философии.

Онтологически нет ограничений на количество уров­ней иерархии реальностей, но психологически, т.е. отно­сительно конкретного человека, актуально функционирует только две реальности п-го уровня: одна константная и одна виртуальная. В философской модели человек при этом может положить существование обеих реальностей как предельных, порождая дуализм; может положить су­ществование лишь одной реальности, считая вторую про­изводной от первой. Учитывая, что философствующие субъекты могут находиться на разных иерархических уровнях, из этой парадигмы (иерархический уровень и ду­ализм – монизм), можно реконструировать все западные типы философий.

Виртуальная реальность психологическая – вирту­альная реальность, порожденная психикой человека.

Виртуальная реальность воли – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возмож­ность сделать объектом управления самого себя в целом и осуществлять управление своей жизнью.

Виртуальная реальность личности – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возмож­ность выделять себя через противопоставление позиции другого человека.

Виртуальная реальность сознания – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возмож­ность отделять свою психику (мысли, чувства, пережива­ния) от психики другого человека.

Виртуальная реальность телесности – собь челове­ка, способ самоиндивидуации, дающий человеку возмож­ность выделять свое тело от других материальных объек­тов.

Виртуальная реальность человека – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возмож­ность сопоставления себя со всем остальным миром.

Виртуальная философия – полионтичная филосо­фия, предполагающая сосуществование множества онто­логических реальностей с виртуальным типом отношений между ними.

Виртуальная цивилизация – культура, построенная на виртуальной философии в сочетании с научными вир­туальными моделями, реализованными посредством вир­туальной компьютерной техники.

Виртуальный образ – психический образ, отражаю­щий процессы, происходящие внутри психики и управ­ляющий ими; человек, имеющий виртуальный образ, счи­тает, что репрезентант этого образа объективно су­ществует, вне зависимости от человека.

Виртуальный человек – сумма всех виртуальных ре­альностей человека.

Абсолют

созерцание

добродетель <>  воля

                        сознание <> психика

                                            организм <>      индивид

                                                                     род <> разумность

                                                                                     природа

                                                                                     Абсолют

совершенный <> внутренний <> внешний <> родовой <> космический

      человек              человек          человек        человек          человек

 

Виртуальный человек

 

Каждый следующий уровень в иерархии виртуального человека порождается за счет виртуального расслоения верхнего элемента нижележащего уровня. Такой способ порождения реальностей назван нами "принципом мат­решки" (Носов, 1994). Например, психика внешнего че­ловека, порождая внутреннего человека, сама не присут­ствует в реальности внутреннего человека, у которого свои константная и виртуальная реальности: сознание и воля.

Следует сделать замечание относительно нашего словоупотребления. Иногда одно и тоже слово употреб­ляется в разных смыслах, например, воля юноши и воля внутреннего человека. Это не ошибка. Мы действительно в одно и тоже слово можем вкладывать разный смысл. Это обусловлено тем, что смысл слова определяется тем контекстом, той реальностью, по отношению к которой применяется данное слово. Надо только все время ука­зывать и отслеживать переходы между реальностями.

Подчеркнем, что понятие "человек" в рамках данной схемы не субстанциально, т.е. может применяться к раз­ным элементам схемы, и поэтому каждый раз надо указы­вать на контекст употребления этого понятия.

Внешний человек – человек, имеющий очевидную морфологическую составляющую; внешний человек яв­ляется структурным элементом виртуального человека.

Реальность новорожденного порождает реальность телесности, реальность телесности – реальность созна­ния и т.д. Относительно новой виртуальной реальности все предыдущие приобретают статус единой константной реальности. Например, когда появляется реальность лич­ности, все, что было до сих пор в человеке – реальность телесности и реальность сознания – выступают для него как единое образование, данное природой, хотя онтоло­гически эти реальности различаются и в определенные моменты каждая из них может актуализироваться. При освоении реальности воли объектом организации челове­ка становится вся его жизнь целиком, он сам в целом, и по отношению к самому себе он становится объектом преобразования. Это, собственно, и есть удвоение ре­альности человека. Человеку теперь приходится разли­чать самого себя как принадлежащего и константной ре­альности собственной жизни, и трансцендентной реаль­ности. Для обозначения этих типов существования чело­века в европейской традиции употребляются термины "внешний человек" и "внутренний человек".

 

трансцен­дентность

юноша <> воля

              подросток <> личность

                                   дошкольник <> сознание

                                                              младенец <> телесность

                                                                                новорож­денный <> тело

                                                                                                                   род

внешний <> юноша <> подросток <> дошкольник <> младенец <> новорожденный

человек                                         

Внешний человек

 

Внешний человек – это человек, имеющий в качестве константной реальности юношу и в качестве виртуальной реальности психику.

Внутренний человек – обобщенное название для виртуальных уровней человека, располагающихся между внешним человеком и совершенным человеком.

Вторая степень гратуала – см. Интенсивность виртуала.

Вторая степень ингратуала – см. Интенсивность виртуала.

Гратуал – ощущение пребывания в виртуальной ре­альности более высокого уровня, чем константная реаль­ность.

Девиртуализация – лишение статуса виртуального, т.е. придание статуса консуетального.

Дошкольник – это человек, имеющий в качестве кон­стантной реальности младенца и в качестве виртуальной реальности сознание.

Измененность статуса воли – измененность в вир-туале роли воли в деятельности человека. В гратуале деятельность совершается без волевых усилий со сторо­ны человека, как бы самопроизвольно, кажется текущей сама собой, деятельность становится самодействующей силой. В ингратуале, напротив, осуществление деятель­ности возможно только с помощью напряжения волевых усилий, деятельность "не идет", "сопротивляется", тело человека "не слушается" его и т.п.

Измененность статуса личности – измененность в виртуале самооценки. В гратуале при сверхэффективной и чрезвычайно легко текущей деятельности у человека появляется чувство своего могущества: возможность пре­одолеть все препятствия, свернуть горы, ощущение окрыленности. В ингратуале же при очень трудно теку­щей деятельности у человека появляется чувство своего бессилия, ощущение подавленности.

Измененность статуса сознания – измененность в виртуале характера функционирования сознания. В гра­туале сфера деятельности человека расширяется – че­ловек легко схватывает и перерабатывает весь необхо­димый объем информации. В ингратуале сфера дея­тельности уменьшается – информация схватывается и перерабатывается с трудом. Находясь в гратуале, говорят о предельной ясности сознания, об обострении чувства прогнозирования и т.п. Находясь в ингратуале, говорят о сознании сузившемся, темном, мышление становится при этом вязким, внимание – рассеянным и т.п.

Измененность статуса телесности – измененность в виртуале статуса телесности – меняется ощущение соб­ственного тела и ощущение внешнего пространства. В гратуале тело человека становится легким и приятным, а пространство, в котором человек действует, расширяется и переживается как привлекательное, аттрактивное. В ингратуале тело становится чужим, неподвластным, че­ловек замыкается на каком-то отдельном фрагменте соб­ственного тела, а пространство, в котором он действует, становится вязким, тяжелым и переживается как непри­влекательное.

Ингратуал – ощущение пребывания в виртуальной реальности более низкого уровня, чем константная ре­альность.

Интенсивность виртуала – интенсивность проявления виртуальных качеств, характеристика энергетической !   насыщенности виртуала. Если взять консуетал за нулевой ;   уровень, нулевую степень, то можно выделить три степе­ни интенсивности гратуала (+1, +2, +3) и три степени ин­тенсивности ингратуала (–1, –2, –3).

Небольшая (первая) степень интенсивности гратуала (+1) есть показатель высокой эффективности протекания психических процессов. В авиации это состояние назы­вается "чувством самолета", в спорте – "чувством мяча", "чувством воды" и т.д.

Интенсивный гратуал (вторая степень, +2) весьма ко­варная вещь, так как увлекает человека, ему кажется все легким и доступным. Поэтому здесь главное – распознать это событие, определить, что сила чувства легкости, мо­гущества является избыточной, неадекватной.

Крайняя (третья) степень гратуала (+3) опасна тем, что у человека появляется ощущение избытка сил, кото­рое приводит либо к отвлечению внимания от исходной деятельности, либо к выполнению незапланированных, несанкционированных действий. "Подобное чувство воз­никало после длительного тренировочного полета по дуб­лирующим приборам с имитацией отказа основных пило-тажно-навигационных приборов, – говорит один летчик. -После "включения" инструктором основных пилотажно-на-вигационных приборов создается впечатление удиви­тельной простоты определения положения самолета и его пилотирования. "Освобожденное" внимание посвящал в этих случаях вещам далеким от полета, например, меч­там о предстоящем отпуске".

Небольшая (первая) степень интенсивности ингра-туала (-1) должна восприниматься человеком как сигнал начала разбалансировки психических процессов. В таких случаях следует встряхнуться, сосредоточиться, рассла­биться, переключиться, если есть время, на другие дей­ствия.

Интенсивный ингратуал (вторая степень, –2) опасен тем, что характеризуется появлением ощущения бесси­лия, трудности и даже невозможности выполнения зада­ния. В этом плане основная психологическая задача - преодолеть это чувство. Для это есть два способа. Пер­вый – если есть возможность – выйти из трудной ситуации, прекратить выполнение деятельности, успокоиться, прий­ти в себя и снова вернуться к выполнению задания. Вто­рой – усилием воли заставить себя делать то, что нужно. Как советует один из летчиков: "Главное – не дать ситуа­ции развиться. Необходимо волевым импульсом "взять себя в руки". И помнить, что твоя наземная подготовка, твой летный опыт помогут тебе"

Крайняя (третья) степень ингратуала (–3) есть показа­тель развала деятельности. "Большие изменения – гово­рит летчик, – по высоте при полете на малой высоте, и никак невозможно установить горизонтальный полет. Руч­ка управления самолетом зажата так, что побелели паль­цы, не хватает внимания посмотреть на скорость. Пот за­ливает глаза. Внутри возникает какой-то ужас. Все это выливается в энергичный отход от земли, где успокаи­ваешься и входишь в нормальное состояние".

* * *

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru