Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 7, Труды Центра профориентации. – М.: "Путь", 2000. – 69 с.
Nosov N.A. Dictionary of Virtual Terms // Works of the Laboratory of Virtualistics. Vol. 7. – Moscow, “Put'”, 2000. – 69 pp.
К - С
Ковиртуальность – пребывание в единой виртуальной реальности при взаимодействии людей друг с другом.
Константная реальность – понятие, вводимое в сопоставлении с виртуальной реальностью. Константная реальность – привычная реальность, в которой происходит обычный, привычный ряд событий, переживаемый человеком привычным образом.
Первичные эпизодические переходы в реальность более высокого уровня переживаются человеком гратуально – как необычные, непривычные, экстатические события. Но после того, как человек достаточно хорошо овладеет этой реальностью, переживания, происходящие в ней, становятся привычными, т.е. консуетальными, сама реальность становится константной, а гратуалы он переживает от переходов в новую, более высокую реальность. В качестве примера такого перехода можно привести процесс профессионального роста. Ингратуалы возникают при переходе в виртуальную реальность более низкого уровня, например, когда человек вынужден выполнять деятельность значительно более простую, чем та, на которую он способен.
Консуетал – 1) ощущение в самообразе субъективной нормальности протекания осуществляемой человеком деятельности, Консуетал переживается, ощущается человеком как обычное событие, относящееся к тому типу психологической реальности, в которой "в норме" живет человек. В отличие от консуетала, виртуал переживается как необычное психологическое событие. Консуетал – это нормальное, естественное, нерефлексируемое состояние человека, такое же нормальное как и ощущение давления атмосферного столба. Следует подчеркнуть, что консуетал – это не обязательно спокойное состояние. Консуе-тальным может быть любое психическое переживание, каким бы сильным или важным самим по себе оно ни было. Дело не в интенсивности, а в том, что виртуал всегда переживается как выход за рамки обычной жизни, а все, что не выходит за эти рамки, является консуетальным, даже если переживания ввергли человека в обморок.
Метод актуальной аттракции – способ привлечения внимания человека к совершаемой в данный момент процедуре.
Метод аттракции – аретическая работа с консуетала-ми, заключающаяся в привлечении внимания (аттракции) человека, неосознанно совершающего неадекватное действие, к этому действию. Метод аттракции разработан для борьбы с ошибками в нормативной профессиональной деятельности
Метод восполнения соби – способ аретеи нарушений психического развития детей, заключающийся в "мгновенной" синомии неадекватно сформированных в онтогенезе виртуальных реальностей; разработан Т.В.Носовой, может применяться к широкому кругу аномий.
Метод иконического консуетала – способ аретеи посттравматического стрессового расстройства, заключающийся в девиртуализации анемичного зрительного образа; разработан А.Н.Михайловым, может применяться к широкому кругу аномий.
Метод консуетального дыхания – способ аретеи бронхиальной астмы, заключающийся в девиртуализации аномичных образов дыхания и обеспечении консуеталь-ности эти образов: разработан А.Н.Михайловым, может применяться к широкому кругу аномий.
Метод ретроспективной аттракции – способ привле чения внимания к уже совершенной процедуре.
Метод "форсаж" – акупунктурный способ аретеи алкоголизма. заключающийся в девиртуализации алкогольных виртуальных образов и синомии телесной соби; разработан Ю.Т.Яценко, может применяться к широкому кругу аномичных образов.
Методика абстрактных фигур – методика моделирования и изучения феноменов выполненности и невыполненности.
Методика "авиагоризонт" – методика моделирования виртуалов, в основе которой лежит необходимость мгновенной актуализации самообраза.
Методика "быстрочтение" – методика исследования виртуального времени, в основе которой лежит необходимость работать одновременно на двух психических уровнях.
Методика "виртуальный лабиринт" – методика, предназначенная для определения степени девиртуализации виртуальной реальности телесности, для определения возникновения феномена удвоения телесности. Методика разработана Т.В.Носовой.
Ребенку дают карандаш. В присутствии ребенка на листе бумаги рисуется лабиринт (см. рисунок). Инструкция: "Это (указывая на линию) – очень высокие стены, через которые невозможно перелезть и сквозь которые нельзя пройти. Стены все поворачиваются и поворачиваются, образуя длинный, извилистый коридор. Здесь стоит девочка (в центре, в месте начала линии рисуется девочка), а здесь – воздушный шарик (вне лабиринта рисуется воздушный шарик). Девочке нужно взять шарик.
Помоги ей, пожалуйста, добраться до шарика. Проведи дорожку для девочки по этому лабиринту".
Есть три типа выполнения задания: 1) дорожка рисуется внутри лабиринта, не пересекая стены, доводится до шарика; 2) дорожка рисуется хаотичными кругами, пересекающими стены, и не доводится до шарика, иногда возвращается к девочке; 3) дорожка рисуется от девочки к шарику, напрямую, пересекая стены (см. рисунок).
Различимость реальностей (наличие феномена удвоения реальности телесности) ведет к выполнению задания по первому типу. Если к шести годам ребенок выполняет тест по второму или по третьему типу, то это свидетельствует о проблемах психического развития, о затруднении процесса девиртуализации реальности телесности.
Для ребенка, из собственного опыта знающего о невозможности прохождения сквозь стены, при обращении к мыслимому, представляемому процессу, т.е. осуществляемому в реальности сознания, невозможно соотнести две реальности – телесности и сознания. И в плане воображения, "мышления" все становится возможным, законы существования там иные, нежели в реальном мире. Соотношение реальностей для ребенка невозможно.
В процессе освоения реальности сознания ребенок все более уверенно начинает различать реальность сознания и реальность телесности, реальность мыслимого и физического, что и ведет к сознаванию "условностей", к возможности оперировать с реальными предметами на мыслимом уровне, с сохранением всех свойств реальных предметов.
(рисунок в обработке)
Первый способ выполнения методики "виртуальный лабиринт"
(рисунок в обработке)
Второй способ выполнения методики "виртуальный лабиринт"
(рисунок в обработке)
Третий способ выполнения методики "виртуальный лабиринт"
Методика переключении – методика моделирования и изучения феномена неразличения.
Методика "полирефлексивное интервью" – методика опроса, направленная на получение описаний вир-туалов в профессиональной деятельности, заключающаяся в последовательном многократном опросе участников инцидента с интерпретацией каждым респондентом мнений предыдущих респондентов.
Методика прямоугольников – методика изучения освоения дошкольником соби сознания, а также – способ снятия феноменов Пиаже.
Методика "рефлексивная игра" – методика исследования виртуалов в условиях образования общего для двух испытуемых психического поля.
Младенец – человек, имеющий в качестве константной реальности новорожденного и в качестве виртуальной реальности – телесность.
Непривыкаемость виртуала – сколько бы раз виртуал ни возникал, каждый раз он переживается как необычное и непривычное событие.
Неразвитость соби – невозникновение в полной мере уровня соби, соответствующего возрасту человека.
Новорожденный – человек, имеющий в качестве константой реальности тело рода (матери, семьи, в пределе – всего человечества) и в качестве виртуальной реальности – собственный организм, тело.
Объективированность виртуала – способ выражения своих виртуальных переживаний. О чем бы человек ни говорил – об изменениях в протекании деятельности, о наплыве чувств, о затемнении сознания и т.п. – он говорит о себе не как об активном начале, от которого исходят эти события, эти мысли, эти действия, а как об объекте, которого охватывают мысли, переживания, действия. Рассказ идет о том, что происходит с человеком, о том, чему он оказывается подвластным.
Операциональный виртуал – автономный виртуальный образ, разворачивающийся совершенно спонтанно и независимо от ситуации; характеризует вторую стадию виртуализированности человека. Человек, находящийся на этой стадии называется "человек-оператор".
Овладение собью – включение в пользование элементов новой, возникающей соби.
Освоение соби – после возникновения соби и овладения некоторой ее частью в достаточной степени происходит расширение сферы этой соби, собственно ее освоение, уже без возникновения принципиально новых элементов психики.
Ошибка – один из видов отклонений от нормативной деятельности. Чтобы неверное действие можно было считать ошибкой, нужно чтобы человек, совершивший это действие, обладал свободой воли, личности, сознания и телесности (иначе это действие является вынужденным, пробующим, спонтанным или недействием), при этом (при наличии свободы воли, личности, сознания и телесности) человек должен иметь достаточную силу воли выполнить действие правильно (иначе это будет слабоволием), иметь личное намерение выполнить действие правильно (иначе это будет преступлением), иметь знания о том (осознавать), что является правильным действием (иначе это будет заблуждением) и физически уметь выполнять действие правильно (иначе это будет неумением)
Такое определение ошибки делает природу ошибки виртуальной, поскольку переводит механизм ошибки в иную реальность, виртуальную реальность, где относительно константной реальности нет проблемы свободы и несвободы совершения действия.
Первая степень гратуала – см. Интенсивность виртуала.
Первая степень ингратуала – см Интенсивность виртуала.
Подросток – человек, имеющий в качестве константной реальности дошкольника и в качестве виртуальной реальности личность.
Принцип матрешки – возможность свертывания и развертывания виртуальных и константных реальностей друг в друга.
Принцип меланжевой нити – постепенность замены одной соби другой собью в генезисе виртуального человека.
Псевдодействие – действие, переживаемое человеком как целостное (т.е. ожидаемое – актуализируемое -достигнутое) действие, но являющееся результатом сопряжения взаимно-дополнительных фрагментов из разных смежных действий; несмотря на то, что псевдодействие является аномальным – совокупностью двух фрагментов разных действий, – в самообразе оно переживается консуетально, как нормально протекающая деятельность.
Самообраз – динамический образ, в котором отражается процесс актуализации образа. Самообраз, в отличие от образа (и близких ему понятий, таких как: план, функциональный орган, когнитивная карта, паттерн, энграмма и т.д.) отражает в психике ее же текущие, актуальные состояния. В самообразе, в отличие от образа самого себя, представлено не все содержание психики (мировоззрение, самооценка и т.д.), а только выполняемый акт деятельности, независимо от того является ли этот акт внешним или чисто психическим. Самообраз – это табло, на котором отражено текущее, актуальное состояние разворачивающегося образа. Если "образ" и близкие ему понятия вводились в психологический оборот для описания свойств психического отражения внешнего мира, то понятие самообраза важно прежде всего с точки зрения идеи отражения в психике состояний психических же образований. Ощущения характера протекания, актуализации психических процессов в самообразе и есть виртуальные переживания, и эти переживания образуют виртуальную реальность.
Сверхразвитость соби – владение способами поведения, относящимися к более высокому уровню соби, чем тот, на котором человек находится.
Связанный виртуальный образ – это образ, возникающий на выполняемой человеком деятельности и без ее выполнения возникнуть не может (см. автоном).
Синомия – 1) взаимосогласованность виртуалов; 2) процедура аретеи, заключающаяся во взаимосогласовании виртуальных реальностей разного уровня или фрагментов одной виртуальной реальности.
Ситуационный виртуал – автономный виртуальный образ, разворачивающийся только в определенных ситу-циях; характеризует первую стадию виртуализирован-ности человека. Человек, находящийся на этой стадии, называется "человек-эвентум".
Собь – виртуальная реальность, посредством которой человек самоидентифицируется.
Виртуал порождается. как разворачивание одного образа в целую реальность, собь образуется совокупностью имеющихся у человека виртуалов, ставших консуеталами, а поэтому не переживаемых как особые реалии. Примером соби являются виртуальная реальность телесности, виртуальная реальность сознания и проч. Виртуалы переживаются как события на фоне консуетальных состояний, собь – как естественное качество человека: тело, сознание, личность и т.п. Понятие виртуала фиксирует акт необычного функционирования образа, понятие соби – результат генезиса реальности.
Рассмотрим пример образования соби. Обучаясь печатанию на машинке, человек сначала овладевает движениями каждого пальца – первоначально правильное отработанное движение пальца доставляет гратуальные переживания, затем вся совокупность движений пальцев становится консуетальной – образуется "машинописная" собь человека. После этого человека начинает получать гратуалы уже не от каждого пальца в отдельности, а от работы этой соби. Моделью образования виртуалов является перевернутая "елочка", означающая разворачива-ние одного элемента константной реальности в самостоятельную виртуальную реальность.
Моделью образования соби является "слоеный пирог", означающий, что совокупность объектов виртуальной реальности образуется как совокупность виртуалов.
Данная модель образования виртуальной реальности называется "треугольной моделью", поскольку принципом появления и существования виртуальной реальности является разворачивание элемента константной реальности в полноценную реальность. В случае виртуала разворачивается один элемент константной реальности в виртуальную реальность, в случае соби много элементов константной реальности разворачиваются в виртуальные реальности, совокупность которых образует собь.
(рисунок в обработке)
Образование виртуала
(рисунок в обработке)
Образование соби
Эта модель является не теоретической, а онтологической, т.е. определяющей то, что существует. Аналогично тому как атомизм задает существование атомов, энергетизм – существование энергий и т.п. Онтологические схемы применимы для любых дисциплин. Например, атом в физике – это предельно неделимый элемент материи, атом в биологии – это клетка, атом в психологии – это ассоциация. В качестве онтологической ученый может выбирать любую схему, например, психолог может быть атомистом (ассоциативная психология), холистом (гештальт-психология), функционалистом (функциональная психология). На основе одной и той же онтологической модели могут строиться разные теоретические модели как в рамках разных дисциплин, так и в рамках одной и той же, например, в качестве атомов в психологии могут браться разные объекты: в ассоцианизме – это ассоциации, в бихевиоризме – комплекс "стимул-реакция", в психологии творчества – способности.
На основании "треугольной модели" могут быть построены различные теоретические модели.
Термин "собь", на наш взгляд, очень удачно обозначает способ самоиндивидуации человека. Приведем справку из Этимологического словаря М.Фасмера.
Собственный – производное от др-русск., цслав. собьство "свойство", своеобразие, сущность", собие "существо", собина "собственность, имущество", собственность, особа, собь "собственность, сущность", соби-ти "присваивать, приобретать". Образовано от др.-русск. собе.
Особа – ст.-слав. особь, др.-русск. особе. Из о-себе или о-себе, особа – особенный; руск.-цслав. собь "своеобразие, особенность, свойство, собъство "особенность"; др инд. sabha "собрание сельской общины".
Собъство – цслав. свобство, праслав. sveboda, свобода, слобода (свободное поселение) где svobb от свой.
Совершенный человек – обобщенное название для виртуальных уровней человека, располагающихся между внутренним человеком и абсолютом, предельной реальностью.
Спонтанность виртуала – неожиданность и ненамеренность возникновения виртуала. Никто в своих описаниях не говорит о точном моменте возникновения данного события. Нет временной границы довиртуального и виртуального режима, как, впрочем, и нет грани виртуального и послевиртуального режима. Всегда идет речь о себе уже в новом режиме. Возникновение виртуала не контролируется сознанием и не зависит от воли (намерений и желаний) человека. Другими словами, человек никогда не говорит о том, как возник у него данный режим, и фиксирует лишь то, что он в нем уже находится, т.е. переход из консуетала в виртуал и обратно не фиксируется человеком – он всегда либо "здесь", либо уже "там".
Степень виртуализированности образа – степень выделенности виртуала из константной реальности. Исходная (нулевая) степень виртуализированности образа - связанный виртуал, первая степень – ситуационный виртуал, вторая – операциональный виртуал, третья – новая виртуальная реальность (виртуальный образ разворачивается в виртуальную реальность, в которую человек переходит и которая становится для него константой реальностью). У конкретного человека разные образы могут иметь разную степень виртуализированности.
Стадия виртуализированности человека – степень вовлеченности человека в виртуальные переживания. Стадия виртуализированности человека соответствует степени виртуализированности образа. Есть три стадии виртуализированности человека: исходная (нулевая) - человек-консуетал, первая – человек-эвентум, вторая -человек-оператор, третья – человек-виртуал.
* * *
|