ОТЗВУКИ СОБЫТИЙ
Первые Чтения памяти Я.В. Чеснова «Философско-антропологический подход к народной культуре: проблемы и перспективы развития» (Обзор подготовили В.Х. Акаев, М.А. Пронин, Т.И. Селина) // Философская антропология. - 2015. Т. 1. № 2. С. 199–227
* * *
8 декабря 2015 года в Институте философии состоялась Всероссийская научная конференция «Философско-антропологический подход к народной культуре: проблемы и перспективы развития», посвященная памяти Яна Вениаминовича Чеснова (1937–2014).
Организаторы:
Институт философии РАН Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН, Чеченская Республика Мурманский арктический государственный университет
Руководители чтений:
Акаев Вахид Хумидович, д.ф.н., г.н.с. Комплексного научно-исследовательского института имени Х. И. Ибрагимова РАН (г. Грозный)
Пронин Михаил Анатольевич, к.мед.н., ст.н.с., руководитель исследовательской группы «Виртуалистика» Института философии РАН.
Председатель Оргкомитета:
Тищенко Павел Дмитриевич, д.ф.н., проф., зав. сектором Института философии РАН.
Ученый секретарь Оргкомитета:
Селина Татьяна Ивановна, к.и.н., доц., н.с. Института философии РАН.
Анонс конференции
Антрополог и философ Я.В. Чеснов в течение своей научной деятельности изучал самые разные регионы мира, где предметом его исследовательского интереса неизменно оказывалась народная культура. Им были охвачены Юго-Восточная Азия и Сибирь, Центральная Россия и Кавказ. Он изучал бытование народной культуры как в сельской местности, так и в современных городах, в разных возрастных, социальных, гендерных группах, ее материальные, визуализированные и ментальные формы, повседневные и ритуализированные практики. И все это осмыслялось в философско-анропологическом подходе.
Целью его исследований было построение «Большой антропологии» с использованием знаний из различных предметных областей. По сути он работал в проблемном поле трансдисциплинарности и создал собственные техники, приемы, способы и средства описания мышления народной культуры.
Первые чтения памяти Я.В.Чеснова будут посвящены проблематизации философских и научных достижений ученого с целью разработки программы изучения его творческого наследия - линии, которая проходит сквозь все его работы и связана с философско-антропологическим подходом.
Программа чтений будет развернута через постановку ряда проблем:
1) Архив Я.В.Чеснова как проблема творческого наследия ученого.
2) Изучение народной культуры как философского наследия народа: подход Я.В.Чеснова
3) Исходные принципы «авторской методологии» Я.В.Чеснова в сфере антропологии и этнологии (этнографии).
4) Проблемы трансдисциплинарности в сфере гуманитарной антропологии.
5) Философское и методологическое ядро антропологии Я.В.Чеснова.
6) Техника мышления и объект народной культуры в творческом наследии Я.В.Чеснова.
7) Гуманитарно-антропологическое мышление в горизонте современных технологий и вызовов времени.
Архив Я.В.Чеснова как проблема творческого наследия ученого.
Я.В. Чеснов оставил большое научное и философское наследие - более 300 опубликованных работ. Однако значительная часть его фундаментальных исследований осталась неопубликованной. Архив ученого представляет большой интерес: он содержит рукописи 5 книг, 182 дневника, которые ученый вел на протяжении своей жизни, подготовительные материалы к написанию монографий и статей, материалы полевых экспедиций.
Специфика данного архивного комплекса требует разработки стратегии архивирования материалов, методологических изысканий, начиная с проблематизации оснований и принципов архивирования и заканчивая программой методологических исследований особенностей антропологического мышления и способов профессиональной деятельности выдающегося антрополога. Это позволит разработать критерии и принципы формирования личного фонда-коллекции Я.В.Чеснова.
Систематизация и типологизация материалов, обоснование разделов описи, выделение проблемного и тематического ядра архива, подготовка и создание рабочей версии описи архива (топики архива) и введение в научный оборот материалов архива Я.В. Чеснова представляет самостоятельную и важную методологическую и практическую задачу.
Потенциально этот архив является источником для изучения личности ученого и его вклада в становление отечественной философско-антропологической мысли, в разработку междисциплинарных проблем сферы гуманитарной антропологии, включая методологию философско-антропологического подхода к народной культуре. Требуется создание базы данных для большого массива материалов с комфортным интерфейсом и информационно-справочным сопровождением. Необходимо издание рукописей, а статьи и книги философа должны стать объектом методологического исследования российской антропологии.
Программно-проектный и проектно-исследовательский подход к архивированию уникального комплекса материалов позволит охватить творческий путь философа и оценить значение его культурного наследия для развития философско-антропологического подхода к народной культуре.
Изучение народной культуры как философского наследия народа: подход Я.В. Чеснова .
В творческом наследии Я.В.Чеснова народная культура – это прежде всего этническая память, хранящая самобытные ценности народа, скрытые в культурной традиции. Жизнь меняется, но неизменны принципы веры и языка чести, которые в наше распоряжение предоставляет народ. Охватывая многовековое развитие, народная культура донесла до нас «философское наследие народа: полет его мысли, мировоззрение и этнический менталитет». Без этого нельзя помыслить самоопределение современного человека к этнической традиции, к ее воспроизводству в практике и культуре повседневности. Сегодня человек делает выбор между традиционализмом и рефлексивным традиционализмом. И в этом ему помогут философско-антропологические исследования народной культуры Я.В.Чеснова.
Исходные принципы «авторской методологии» Я.В.Чеснова в сфере антропологии и этнологии (этнографии). Ситуация антиномичности или парадоксальности мышления и знания являлась фундаментальной для ученого. Она давала почву для появления его методологической позиции: проблематизации оснований сначала этнографии, а затем этнологии и антропологии, реконструкции предположений народного антропологического мышления, критики развития языка и создания новых терминов. Я.В.Чеснов был интересным мыслителем-антропологом, который оставил нам проблему мышления народной культуры. Поэтому его работы так интересны и захватывающи. Недаром его книги были ориентированы на массового думающего читателя.
Проблемы трансдисциплинарности в сфере гуманитарной антропологии.
Общей исследовательской установкой Я.В.Чеснова было построение «Большой антропологии» с использованием знаний из различных предметных областей (этнология, культурная и социальная антропология, социология, логика, этика, эстетика, мифология, психоанализ, фольклористика, краеведение, сакральная география, виртуалистика, феноменология Хайдеггера, герменевтика, экзистенциализм, квазиисторические исследования мышления и т.п.). По сути он работал в проблемном поле трансдисциплинарности и создал собственные техники, приемы, способы и средства описания мышления народной культуры, новый язык трансдисциплинарности, имеющий огромный эвристический потенциал для культурной антропологии, этнологии, фольклористики и всего корпуса гуманитарных наук в целом
Философское и методологическое ядро антропологии Я.В.Чеснова. Возникновение ментальной антропологии мы связываем с работами Я.В.Чеснова. Его творческое наследие нельзя помыслить в рамках существующих устоявшихся парадигм в этнологии. Предстоит узнать что стало основанием столь глубокого преобразования в антропологии (этнологии) как дисциплине, что послужило той точкой бифуркации, которая изменила аттрактор развития этнологии и позволила создать философско-антропологический подход к народной культуре. Важно обозначить место теории и подхода в конфликте парадигм при перехода к постнеклассической антропологической рациональности и науке.
Техника мышления и объект народной культуры в творческом наследии Я.В.Чеснова. Мы исходим из того, что Я.В.Чеснову удалось реконструировать народную культуру средствами философско-антропологического подхода, что до сих пор не удавалось сделать другим исследователям. В основе этого лежит разница в технике мышления ученого от всей феноменологической антропологической традиции (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Мосс, М. Мид). Антропологическое мышление Я.В.Чеснова отличается набором используемых технических приемов, используемой им «поисковой мыследеятелностью». Ответ на вопрос «В чем же специфика техники мышления Я.В.Чеснова?» может быть дан не в терминах техник, а в терминах содержания объекта – сложной реальности народной культуры.
Гуманитарно-антропологическое мышление в горизонте современных технологий и вызовов времени. На основе конкретного опыта Я.В.Чеснова или конкретных следов его антропологического мышления необходимо построить обобщенное представление об антропологическом мышлении в техническом горизонте. Тем самым решается вопрос: каким образом техники мышления, возникшие у антрополога Я.В.Чеснова при работе со сложным объектом народной культуры, обобщить и перенести на другие типы ситуаций, т.е. на другие объекты и на другие задачи – философские, теоретические, методологические и практические в сфере гуманитарного знания.
Рассмотрение наследия ученого как техники антропологического мышления выведет трансдисциплинарные исследования в сфере антропологии на принципиально новый метауровень, где техника мышления по сути является метатехнологией антропологического мышления. Это позволит использовать философско-антропологическое наследие ученого в антропопрактиках и антропотехниках нового поколения.
Проведение чтений предполагает формат рабочей конференции по основным указанным направлениям.
Анонс конференции (скачать).
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
Вступительное слово – д-р филос. наук П.Д. Тищенко. К. мед. н. М.А.Пронин Я.В. Чеснов в Институтах человека и философии РАН». Д-р филос. наук П.С.Гуревич «Феномен традиции в толковании Я.В. Чеснова». Д-р филос.наук Э.М. Спирова «Я. В. Чеснов об исторической судьбе этносов». Д-р филос.наук В.Х. Акаев «Ментальность народов Кавказа в исследованиях Яна Чеснова: философско-антропологический подход». Канд.ист.наук Т.И. Селина «Личный архив: стратегия архивных изысканий творческого наследия Я.В.Чеснова». Д-р филос. наук А.А. Попов Гуманитарная антропология: к проблеме практического мышления . Канд. искусствоведения И.П. Уварова «Балаган – кривое зеркало культуры». Канд. филос. наук. В.М.Воронов «Экзистенция: холод (на примере практики "моржевания")». Канд.ист.наук С.-М. Хасиев «Когда ценности сходятся в эссенциале» (стендовый доклад). Л.В.Чеснов (США, доклад по Скайпу) «Типология свайных построек: Индокитай vs Америка». Член-корреспондент РАН Б.Г. Юдин «Слово о Я.В. Чеснове».
# # #
|