Виртуалистика 
Аретея 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
Виртуалистика в жизни 
   Виртуальный конфликт 
      Resume 
      Информация о проекте 
      Результаты 
      Библиография 
   Виртуалистика в искусстве 
      Коллектив 
   Педагогическая виртуалистика 
   Виртуальная медицина 
   Виртуальная Родина 
      Виртуальная этнография 
         Ульяновский р-н Калужской обл. 
            Заповедник Калужские засеки 
   Человеческий потенциал ВС РФ 
      Resume 
      Информация о проекте 
      Результаты 
      Основные итоги 
      Библиография 
   Вирт.филос.искусственного интеллекта 
подписаться
отписаться


 Виртуалистика в жизни > Человеческий потенциал ВС РФ > Информация о проекте

Отчет по научно-исследовательскому проекту

 

1.1.   Номер проекта: 04-06-00235а

1.2.   Руководитель проекта: Ушаков Игорь Борисович

1.3.   Название проекта: Влияние социокультурных и медико-психологических факторов на человеческий потенциал Вооруженных Сил РФ

1.4.   Сроки выполнения проекта в соответствии с исходной заявкой (год начала – год окончания)  2004-2006

1.5.   Коды классификатора 06-100

1.6.   Ключевые слова (не более 15): человеческий ресурс, потенциал, качество жизни, психофизиологические резервы, профессионально важные качества, здоровье, социокультурные факторы, виртуалистика

1.7.   Заявленный в проекте план работы на 2006 г.

Завершение исследования, обработки и анализа результатов. Интеграция полученных результатов. Формулирование основных положений концепции человеческого потенциала военного сообщества. Разработка вариантов практических рекомендаций по сохранению, развитию и реализации человеческого потенциала для структур управления вооруженными силами РФ.

1.8.   Содержание фактически проделанной за год работы

Основная работа в течение года велась на теоретическом, методологическом и эмпирическом уровнях исследования. Изучалось влияние социокультурных, социальных, психологических, социально-экономических факторов на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военного сообщества в изменяющейся России.

Продолжался теоретический анализ специфики изучения человеческого потенциала в Вооруженных Силах РФ, разрабатывались аннотированная концепция эпистемологической модели «человек военный» в рамках виртуалистики, концептуальные и общеметодологические основы гуманитарной экспертизы как особого вида деятельности и как новой социальной технологии. Разработаны принципы, методы и конкретные технологии проведения гуманитарной экспертизы, направленной на выявление как позитивных, так и негативных последствий внедрения новых технологий (в том числе социальных), влияющих на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военнослужащих. Определены возможные области применения гуманитарной экспертизы. Такого рода экспертиза отчасти реализуется средствами и методами эргономики, позволяющими оптимизировать процессы взаимодействия человека с современными высокими технологиями. Вместе с тем гуманитарная экспертиза позволяет ставить и решать намного более широкий круг задач, возникающих как в контексте взаимодействия военнослужащего как с военно-техническими системами и устройствами, так и в связи с возможными воздействиями на него разного рода социальных технологий, которые могут как способствовать, так и препятствовать сохранению, реализации и развитию его собственного потенциала. Опубликованы работы, в которых излагаются полученные результаты и определяется круг проблем, требующих дальнейшего изучения.

На методологическом уровне продолжалась разработка концепции и модели комплексного эмпирического исследования человеческого потенциала Вооруженных Сил. Продолжалось изучение ведущих факторов, определяющих снижение адаптационного потенциала, исследование системных причин снижения человеческих ресурсов военнослужащих.

Изучались медико-психологические и биологические составляющие жизни и труда военнослужащих, их мировоззренческий образ, умонастроения, профессиональное здоровье, психология общения, сознания, способностей.

Обоснованы психолого-педагогические подходы и методы к формированию профессионально важных качеств военнослужащих.

На эмпирическом уровне работ в рамках созданной в 2004 году концепции и модели комплексного исследования, разработанной и апробированной методики выявления и изучения социокультурных и социальных процессов и факторов, которые влияют на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военного сообщества в изменяющейся России, завершено сравнительное социологическое исследование среди курсантов Краснодарского военного авиационного училища летчиков и студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Кроме того, с использованием разработанной в 2004 году анкеты проведено исследование представлений относительно возможностей самореализации, здоровья и образования у курсантов выпускного курса Краснодарского военного авиационного училища летчиков. Проведены обработка и анализ указанных данных, который позволил установить, что несмотря на имеющиеся сходство представлений у курсантов второго курса и курсантов-выпускников, по мере профессионального становления появляются определенные различия, свидетельствующие о тенденции к изменению самосознания и самооценки своих возможностей и роли профессионального здоровья для обеспечения надежности деятельности по мере приобретения теоретических знаний, летных навыков и умений.

По результатам исследований подготовлены публикации.

Организовано и проведено секционное заседание «Качество жизни военнослужащих и молодежи призывного возраста»  в рамках пятого Всероссийского симпозиума по проблемам боевого стресса «Война и здоровье: боевой стресс», на котором результаты исследований были доложены и обсуждены.

Разработан проект рекомендаций по обеспечению развития и реализации человеческого потенциала Вооруженных Сил (на примере авиации) на основе анализа факторов, способствующих реализации способностей и возможностей человека.

 

1.9.    Краткая аннотация полученных результатов

Проведены исследования по изучению влияния социокультурных и медико-психологических факторов на человеческий потенциал Вооруженных Сил РФ, проведены обработка и анализ полученных результатов. Сформулированы основные положения концепции человеческого потенциала военного сообщества.

Разработаны  принципы, методы и конкретные технологии проведения гуманитарной экспертизы, направленной на выявление как позитивных, так и негативных последствий внедрения новых технологий (в том числе социальных), влияющих на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военнослужащих. Представлены и проанализированы методология гуманитарной экспертизы как междисциплинарной деятельности, определены ее цели, спектр решаемых с ее помощью задач. Показано, что сердцевиной гуманитарной экспертизы является анализ тех воздействий, которые оказывают на человека современные технологии.

Разработана эпистемологическая модель "человек военный" в рамках виртуалистики - одного из направлений  неклассической философии.

Обоснованы психолого-педагогические подходы и методы к формированию профессионально важных качеств военнослужащих.

Разработаны рекомендации по обеспечению развития и реализации человеческого потенциала Вооруженных Сил (на примере авиации) на основе анализа факторов, способствующих реализации способностей и возможностей человека.

По материалам исследований подготовлены публикации.

В рамках пятого Всероссийского симпозиума по проблемам боевого стресса «Война и здоровье: боевой стресс», состоявшегося 30-31 октября 2006 года на базе Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины МО РФ, организовано и проведено секционное заседание «Качество жизни военнослужащих и молодежи призывного возраста», на котором было заслушано и обсуждено 12 докладов, в том числе  - участников данного проекта.

Концепту «чувства места» были посвящены Вторые научно-практические чтения памяти Н.А. Носова в мае 2006 года. На конференции был обсужден широкий круг вопросов становления человека в профессии, коллективе, в жизни. Отдельно обсуждались результаты проекта, имеющие отношение к структуре сознания воина (сакральному архетипу воина) и чувству Родины.

 

Количественные показатели проделанной работы

1.11. Количество исследователей в возрасте до 39 лет, занятых в проекте: Р- 0 , И- 0

1.12. Количество аспирантов и студентов, привлеченных к участию в проекте -2

1.13. Количество диссертаций, подготовленных в процессе реализации проекта: Д (докторских) — 0 , К (кандидатских) — 1

1.14. Количество опубликованных работ, включая Интернет: книг — 3, статей — 5

1.15. Количество подготовленных к печати работ: книг — 0, статей — 4

1.16. Количество опубликованных статей о проекте в СМИ, включая Интернет: 0

1.17. Количество экспертных заключений по теме проекта: 0

* * *

Основные участники проекта

 

Ушаков Игорь Борисович - руководитель проекта

Ашмарин Игорь Иванович

Ворона Александр Александрович

Гандер Дмитрий Владимирович

Жданько Игорь Михайлович - отв. исполнитель от ГНИИИ военной медицины МО РФ

Пономаренко Владимир Александрович

Пронин Михаил Анатольевич - отв. исполнитель от ИФ РАН

Степанова Галина Борисовна

Розова Валентина Павловна

# # #

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru