Виртуалистика 
Аретея 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
Виртуалистика в жизни 
   Виртуальный конфликт 
      Resume 
      Информация о проекте 
      Результаты 
      Библиография 
   Виртуалистика в искусстве 
      Коллектив 
   Педагогическая виртуалистика 
   Виртуальная медицина 
   Виртуальная Родина 
      Виртуальная этнография 
         Ульяновский р-н Калужской обл. 
            Заповедник Калужские засеки 
   Человеческий потенциал ВС РФ 
      Resume 
      Информация о проекте 
      Результаты 
      Основные итоги 
      Библиография 
   Вирт.филос.искусственного интеллекта 
подписаться
отписаться


 Виртуалистика в жизни > Человеческий потенциал ВС РФ > Основные итоги

9.8. Основные итоги выполненного проекта

Современные тенденции научно-технического и социального развития заставляют принципиально по-новому ставить вопрос о месте человека в меняющемся мире. Это в полной мере относится и к человеку военному. Научной проблемой, на решение которой был направлен проект, является анализ соответствия состояния и характеристик человеческого потенциала Вооруженных Сил РФ меняющимся социокультурным, информационным и технологическим условиям в современной России и новым задачам, стоящим перед Вооруженными Силами.

Актуальность темы проекта обусловлена реальным снижением уровня психофизического здоровья, отрицательной мотивационной направленностью к воинской службе, социальной дезадаптацией молодежи, что составляет угрозу военной безопасности государства. Разгул терроризма, военные конфликты, угроза распространения оружия массового поражения делают проблему национальной безопасности и ее обеспечение за счет наращивания человеческого потенциала особо актуальной.

Значимость проекта определяется также тем обстоятельством, что тема  жизни и деятельности военнослужащих была долгое время вне внимания гуманитарных наук. В этой связи, методология и методы наук о человеке применительно к условиям жизни и труда военнослужащих, их мировоззренческого образа, умонастроений, профессионального здоровья, психологии общения, сознания, способностей недостаточно проанализированы. Для восполнения этого пробела было проведено комплексное, интегративное, междисциплинарное исследование проблемы человеческого фактора в специфических условиях армейской жизни. В процессе исследований оцененивался полиморфный и полисистемный слой факторов от биологической до социальной природы, непосредственно влияющих на снижение воинского духа, падение психо-моральной устойчивости, уменьшение психофизиологических резервов, вызывающих  проявление синдромов дезадаптации, приводящих к снижению национальной безопасности страны.

Решения в области философских проблем онтологии актуальных (виртуальных) объектов субъектного пространства, как бы мы его не называли – антропологическим, психологическим, рефлексивным, духовным, человеческим и т.д., - сегодня во многом предопределяют экономичность, эффективность и результативность как теоретических, так и прикладных исследований в сфере естественнонаучного и гуманитарного знания.

Центр виртуалистики (ЦВ) Института человека Российской академии наук (ИЧ РАН), ныне, в связи с реформированием РАН, - исследовательская группа «Виртуалистика» (ИГВ) Института философии РАН (ИФ РАН), - на протяжении ряда лет фиксирует, описывает, исследует и пытается теоретически осмыслить целый ряд актуальных (виртуальных) феноменов субъектного пространства, и, прежде всего, виртуальный самообраз «чувства места». Несомненный лидер данного научно-практического направления – Я. В. Чеснов, ведущий научный сотрудник ИГВ ИФ РАН.

Виртуалистика (В.) - парадигматический подход, основанный на идеях полионтизма и полионтологичности любой реальности. Этот подход был оригинально воплощен Н. А. Носовым (1952 – 2002), родоначальником направления и организатором ЦВ ИЧ РАН, в философской концепции виртуальной психологии, которая оказалась одним из оснований психологии постнеклассической науки и практической философии.

«Чувство места» - феномен личный, родовой и национальный. К его частным проявлениям мы относим «чувство родины», «чувство города / деревни», «чувство своего места в профессии», «чувство своего места в жизни», «в организации» или «поиска своего места в строю».

Пока нет развернутой концепции понятия «чувство места», надежных критериев выявления его носителей, тем не менее, данное понятие следует рассматривать как обладающий значительным эвристическим потенциалом концепт для моделирования кризисных факторов и процессов развития человека на индивидуальном и популяционном уровнях в изменяющейся России. По мнению Я. В. Чеснова это уже не метафора, но формула проблемы, позволяющая подобрать ключи к пониманию образа России в современном меняющемся мире.

Эпистемологические модели – ландшафтная, демографическая, этническая, педагогическая, конфессиональная, гражданская, государственная и др., объединенные концептом «чувство места», ставят на твердую почву мотивации большой общественной значимости: смысл жизни, родины, гражданский и семейный долг, национальный ландшафт и т.д.

Идеи виртуальности разрабатывались издавна, например, в религиозной восточно-европейской философии, в схоластике, сегодня В., как направление в сфере философии, занимается производством теоретического знания на стыке антропоцентрической и космоцентрической перспектив, решая актуальную проблему их сопряжения, связанную с включением субъекта деятельности в схему рациональности и производства теоретического знания (В. С. Степин, 2000).

Постнеклассическая наука характеризуется качественным отличием от предыдущих этапов развития науки (классического и неклассического). Осмысление особенностей постнеклассического миропонимания, постнеклассического типа научной рациональности, представляет собой фундаментальную философскую проблему, результаты решения которой актуальны для постнеклассического обществоведения, естествознания, и культуры в целом.

Для этого В. рассматривает широкий круг вопросов становления постнеклассической научной картины мира как на уровне парадигматических подходов - на уровне теоретического знания, - так и на уровне решения конкретных научно-практических проблем. В качестве феноменологического материала исследований, философского осмысления и построения специальных теоретических моделей В. выбирает объекты реальные, но не субстанциональные, объекты, не обладающие модусом вечности, существующие в действующей, энергийной форме. Так можно назвать: виртуальные частицы, усталость металлов, остойчивость корабля, аэродинамические качества самолета, погоду, здоровье, болезнь, страх, интеллект, виртуозность, командность, финансовую устойчивость организации, организационную культуру и самого человека, в конце концов.

В общем виде: порожденность, актуальность, автономность (собственные законы, пространство и время) – базовые характеристики виртуальных объектов (ВО). Кроме того, ВО и их свойства интерактивно изменяются в процессе жизнедеятельности. Поэтому отдельную проблемную область представляют исследования закономерностей развития ВО (их виртолюции) и возможности управления траекторией ВО в пространстве их теоретически допустимых и физически реализуемых состояний.

Существенные практические результаты, полученные в ЦВ ИЧ РАН (смотри сайт: www.virtualistika.ru), позволяют сформулировать ключевые вопросы сегодняшней повестки дня философского осмысления исследований ВО. Прежде всего, это вопрос адекватности инструментария концептуализации ВО и объектному и субъектному пространствам (реальностям, онтологиям) одновременно. В этом и состоит проблема синтеза космоцентрической (объектной) и антропоцентрической (субъектной) перспектив постнеклассической науки, что должно, например, на методологическом уровне проявиться в снятии проблемы экстернализма – интернализма, заключающейся в «вольности» или сложности «правильного» отнесения некоторых конструктов к инструментарию или субъекту в схеме рациональности В. С. Степина.

Отдельные онтологические проблемы – создание «атласа нормальной и патологической» онтологии ВО субъектного пространства (иначе, внутреннего человеческого, антропологического, психологического, духовного и т.д.) и разработка основ системной типологии ВО (адекватной - динамической (?), - категориальной сетки). Для решения данной проблемы феноменология из сферы современного урбосоциума, восприятие человеком города и хронический городской стрессовый синдром в частности, является, на наш взгляд, адекватным первичным материалом, позволяющим получить фундаментальные решения в области синтеза результатов теоретических и междисциплинарных исследований ВО.

Решение проблемы экспликации онтологии субъектных миров и описания их топологии осложняется необходимостью проработки внеязыкового («предъязыкового») пространства сознания (и интеллекта в частности) и разработки дескриптивных, императивных – командных (операторных) и ориентировочных (навигаторных), - языков описания, что следует рассматривать сегодня как важнейшие эпистемологические задачи В. и всего постнеклассического мировоззрения. Здесь речь, прежде всего, идет о получении теоретической модели феномена пертинентности информации, когда в качестве объекта исследований рассматривается процессуально-событийный аспект субъектного пространства: его топологическая онтология (онтографика?) и другие гносеологические вопросы, связанные, например, с темой воспитания человеческого и профессионального достоинства. Что особенно актуально для понимания и формирования «человека военного», «человека опасной профессии».

Не менее интересной и социально важной задачей может стать концептуализация и философское осмысление синдрома жизненного истощения и его противоположности – феномена жизненного наполнения.

Одно из прикладных исследований данного направления должно быть посвящено философским проблемам геронтологии и долгожительства, в том числе - профессионального. Здесь на методологическом уровне требуют решения проблемы описания феноменологии порождения ВО «чувства места» - как в сфере постнеклассического родиноведения или организационного поведения, так и «места в жизни».

Конкретная задача, на решение которой был направлен проект, состояла в выявлении и соотносительном - в том числе количественном - исследовании тех процессов и факторов (социокультурных, социальных, психологических, социальноэкономических), которые влияют на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военного сообщества в изменяющейся России. В рамках этой задачи были рассмотрены следующие вопросы:

- права человека военного, как фактор реализации его потенциала;

- адаптационный потенциал (его психофизиологическая и культурогенная составляющая) и самореализация человека в армии;

- здоровье военнослужащего, его объективные и субъективные  показатели;

- профессионально важные качества как фактор реализации способностей и возможностей военнослужащих;

- факторы риска для сохранения, развития и реализации человеческого потенциала Вооруженных Сил;

- принципы, методы и конкретные технологии проведения гуманитарной экспертизы, направленной на выявление как позитивных, так и негативных последствий внедрения новых технологий (в том числе социальных), влияющих на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военнослужащих;

- разработка рекомендаций и мер по обеспечению развития и реализации человеческого потенциала Вооруженных Сил на основе анализа факторов, способствующих реализации способностей и возможностей человека.

Проект основан на комплексном междисциплинарном подходе к изучению человека. Концепция человеческого потенциала, являющаяся теоретической базой проекта, задает вполне определенные ориентиры для оценки тех социальных изменений, которые происходят в стране. Во главу угла при этом ставится благополучие, интересы, права человека и, в частности, то, в какой мере окружающие условия способствуют его самореализации. Предметом анализа является в том числе потенциал отдельного военнослужащего, который определяется, с одной стороны, его внутренними характеристиками - социальными, психологическими и личностными качествами, здоровьем, физиологическими особенностями, которые в той или иной мере позволяют ему развиваться и реализовывать свои способности, знания и умения. С другой стороны, этот потенциал определяется и теми внешними условиями, в которых оказывается этот человек и в которых он может реализовываться в большей или меньшей степени, а порой и не реализовываться вовсе. Раскрытие этих внутренних качеств в существующих внешних условиях и есть сохранение, развитие и реализация человеческого потенциала.

Не меньшее значение для самореализации человека имеют его адаптационные возможности.

В ряду  человеческих занятий особо выделяется профессия современного военного летчика.  Для нее характерны такие специфические профессиональные особенности, как:

- опасность,  обусловленная отрывом человека от земли и его перемещение  в  пространстве на поражающих воображение высотах и скоростях полета летательного аппарата, состоящего из огромного количества деталей, узлов и систем, вероятность отказа которых и связанная с этим повышенная угроза для жизни достаточно велики;

- необычность  внешней  среды  обитания с присущими ей перепадами давления,  температуры, газового состава атмосферы кабины, электромагнитными излучениями и т.п.;

- воздействие на летчика аэродинамических сил большой величины  и длительности, угловых ускорений, вибраций и т.п.;

- исключительно высокий, зачастую вынужденный темп деятельности  в полете,  когда необходимо своевременно выполнять несколько совмещенных по времени действий;

- готовность  принятия  нестандартных  решений  при возникновении особых случаев в полете и к выполнению действий по их реализации;

- необходимость  периодического переучивания на новую авиационную технику;

- наукоемкость техники и вооружения, наличие широкого круга решаемых задач, требующих больших объемов знаний, навыков и умений;

- постоянная  готовность  к  выполнению воинского долга и высокая социальная ответственность за выполнение полетного задания, венчающего собой деятельность сотен людей,

- тщательная  регламентация  деятельности уставными положениями и руководящими документами ( НПП, НШС, НИАС и др.);

- неустроенность социально - бытовой сферы во время обучения курсантов в ВАУЛ и несения службы в авиационных гарнизонах.

Этот далеко  не  полный перечень особенностей летной деятельности предъявляет исключительно высокие требования  к  профессионализму летчика.

Профессионализм — это лицо и имя человека в профессии и он не может быть ограничен служебны­ми рамками профессии. Если понимать под профессионалом только специалиста, достигшего вершин мастерства, то тогда его качества первично будут определяться исполнительностью в соответствии с нормами и уложениями для данной профессии, и лишь вторично — активностью субъекта труда. Но исполнительность требует от чело­века не столько способностей, сколько соответствующих черт харак­тера. Исполнительность только к заданному содержанию труда ха­рактерна для работников. Исполнительность в сочетании с мастерством и качеством работы характерна для специалиста. В ос­нову подготовки такого специалиста закладываются знания, навыки, умения в соответствии с особенностями действий по управлению са­молетом. В основе стабильности результатов лежат тренажи к сте­реотипии в действиях, к выработке автоматизированных навыков. Этот специалист надежен в условиях детерминированного внешнего мира. Но для профессионала в опасных профессиях этого явно не­достаточно. У человека способности всегда есть проявление лично­сти, т.к. они могут видоизменяться в зависимости оттого, свободен ли он в своей самоактуализации. Более того, способности могут входить в противоречие с внешним миром или с требованиями нормированности и заданности.

Профессионал начинает­ся с духовных способностей, самооценки и прогноза своих возмож­ностей, этического, т.е. нравственного, подхода к выбору альтерна­тив рискованных решений. Профессионал в опасной профессии через духовность определяет допустимую меру добра и зла от своих реше­ний. В летной профессии некомпетентность, эгоизм, равнодушие все­гда приносят несчастье другим. Профессионал-летчик оценивает не сам факт действия, а те последствия, которые последуют за его дейст­виями, и свои возможности к минимизации угрозы полету и жизни. Другими словами, ступенькой, отделяющей профессионала от спе­циалиста, является нравственный стержень личности. Отсюда и глу­бинная суть профессионализма: принятие на себя ответственности за самоличное решение, высочайшая организованность, грамотность, самодисциплина, личное мужество, этичность мотива поступка. И дело не в жертвенности, а в смысле творческой жизни развивать спо­собности в интересах преобразования ситуации любой сложности в управляемую и безопасную.

Мы в этой работе заинтересовались вполне определенной профессиональной стратой российской молодежи, а именно, будущими офицерами Вооруженных Сил России – курсантами военно-учебных заведений. Для выявления профессиональных особенностей человеческого развития курсантов мы проводили сравнительные исследования в военном и гражданском вузе, а именно, в Краснодарском военном авиционном училище летчиков и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Корректность сравнения базировалась на определенном подобии инженерно-технического «ядра» профильных специальностей этих вузов. Кроме того, в исследовании участвовали курсанты и студенты вторых курсов – на втором курсе у них уже могут проявляться профессиональные различия, но при этом возможно сохранение схожих исходных точек развития личностных качеств.

Исследование показало, что на шкале личностных и социокультурных ценностей одно из самых приоритетных мест занимает нравственность. Отсюда следует, что традиционная для России устойчивая ориентация на базовые ценности остается традиционной и для российской молодежи. Обследование показало также, что весьма высокий ценностный статус имеет в сознании курсантов и студентов высшее образование. Анализ результатов обследования подтвердил, что образование для опрошенных является в большей степени инструментальной, нежели терминальной ценностью. Тем не менее  «терминальная составляющая» образования как ценности в сознании курсантов и студентов все-таки присутствует – образование как признак образованного культурного человека имеет и для курсантов, и для студентов достаточно широкий и осознанный смысл.

Проведен сравнительный анализ представлений курсантов и студентов о здоровье, удовлетворенности жизнью, важных личностных качествах. Около трети обследованных студентов и курсантов считают, что для состоявшейся личности наиболее характерно иметь нравственные принципы и жить в соответствии с ними. Более четверти студентов полагают, что для становления личности главное – это реализовать свои способности. В свою очередь у  курсантов  второе место по количеству ответов занимают поровну  реализация способностей и профессионализм. А 21,9% курсантов поставили профессионализм как свойство состоявшейся личности на второе место по значимости. Утверждение «материально обеспечивать себя и семью», занимая третье место среди количества ответов респондентов из обеих групп, на первый взгляд, не представляет для них первостепенной значимости. Однако для большого количества студентов и курсантов эта позиция занимает второе и третье место на шкале приоритетов, что говорит о ее важности в процессе формирования представлений о состоявшейся личности. Последняя по значимости характеристика – занять положение, дающее власть и деньги. Около 40% обследованных поставили этот вариант ответа на последнее место.

Представления о самореализации личности взаимосвязаны между собой. Корреляционный анализ позволил выделить некоторые общие тенденции. Интерес представляют отрицательные корреляционные связи. Так, реализация способностей, как характеристика состоявшейся личности отрицательно коррелирует с с таким ее признаком как "материально обеспечивать себя и семью". Эта тенденция характерна для обеих групп респондентов. Причем, более выражена она у студентов (r= -0,34), чем у курсантов (-0,27). Также отрицательно взаимосвязаны "материальное обеспечение" и "нравственные принципы" как признаки состоявшейся личности. В этом случае, отрицательный коэффициент корреляции больше у курсантов (-0,46), чем у студентов (-0,26). Самореализация отрицательно связана у студентов с  такими характеристиками как "признание друзей" (-0,25), а у курсантов - "положение, власть, деньги"  (-0,45). "Нравственные принципы" отрицательно взаимосвязаны с "профессионализмом" у студентов (-0,33) и с "любимым делом" - у курсантов (-0,39).

Представления о состоявшейся личности взаимосвязаны с представлениями о здоровье и факторах, необходимых для его поддержания. "Реализация способностей" как признак личностного развития положительно коррелирует у курсантов с представлением о здоровье как полноценной жизни (0,27), а также с позицией, что для поддержания здоровья необходимо иметь цель в жизни (=0,25), любовь (0,28) и волю (0,26). В то же время, мнение курсантов, что определяющей личностной характеристикой является "положение, власть, деньги" положительно связано с мнением, что для обеспечения здоровья необходим достаток (0,49).  Отрицательно коррелируют представления о самореализации как о свойстве развитой личности с  позицией курсантов, состоящей в том, что определяющим в понимании здоровья является  возможность материально обеспечивать себя и семью (-0,39) и главным фактором для его поддержания также является материальный достаток (-0,34). Установлена также средняя обратная корреляционная связь (-0,44) между представлениями о здоровье как о полноценной жизни и мнением о состоявшейся личности, как о человеке, занимающем положение, дающее деньги и власть. А для тех студентов, которые считают, что реализация способностей - это необходимый атрибут личности, в большей степени характерно рассматривать и здоровье в качестве условия самореализации (0,29).

В целом и студенты, и курсанты характеризуются довольно высокой самооценкой и положительным образом себя. По всем показателям, за исключением любознательности, оценки курсантов превышают оценки студентов и колеблются в диапазоне от 4,1 до 4.5 баллов. В представлениях курсантов собственная активность связана, в свою очередь, с оптимизмом (0,27),  видением образованного и культурного человека хорошим профессионалом (0,29), субъективной оценкой удовлетворенностью жизнью (0,33). Собственное хорошее настроение связано с высокими оценками здоровья (0,34) и удовлетворенности жизнью (0.34). Для обследованных обеих групп характерна высокая оценка удовлетворенности жизнью.  Это - 77% студентов и 86% курсантов. Совершенно неудовлетворенных жизнью курсантов нет вообще.

Контент-анализ ответов на открытый вопрос о том, что свойственно удовлетворенному жизнью человеку, позволил выделить несколько групп представлений. Первое место как среди студентов (43,3%), так и среди курсантов (44,5%), по количеству упоминаний занимает группа представлений «позитивное эмоциональное состояние», содержащая такие свойства удовлетворенного жизнью человека, как радость, спокойствие, умиротворенность, хорошее настроение, бодрость, счастье. На втором месте – «положительное отношение к себе, окружающим, к жизни». Для студентов доверие, гармония, уверенность в будущем, самоуважение, уверенность в себе, общительность более значимы для ощущения удовлетворенности жизнью (39,3%), чем для курсантов (27,0%). Следует отметить значительное превышение выбора курсантами (27,0% и 8,7%  студентами) таких признаков  как активность, четкие ориентиры в жизни, любимое дело, целеустремленность, стремление достичь вершин. Высокий социально-экономический статус одинаково важен и для студентов, и для курсантов. Примерно пятая часть респондентов видит удовлетворенного жизнью человека,  как имеющего постоянную работу, обладающего достатком, успешного в делах и карьере. Наличие хорошей, дружной семьи как показателя удовлетворенности жизнью отмечает 17,6% курсантов, в то время как среди студентов лишь немногим более 3% отметили этот признак.

Результаты обследования показывают, что у курсантов наблюдается более осознанное стремление достичь высокого уровня профессионализма, что можно объяснить большей витальной значимостью профессионализма для военного летчика, чем для представителя гражданской профессии. Профессионализм наряду с реализацией способностей занимает второе место  среди качеств, присущих состоявшейся личности. Не случайно, по-видимому, наличие корреляционной связи между представлениями курсантов о личности и об образованном, культурном человеке. Рассматривая состоявшуюся личность как профессионала высокого уровня, курсанты связывают это представление с важностью получения высшего образования, рассматривая его более конкретно в качестве способа достижения этого самого уровня. В ситуации жесткой организации военного обучения, важность такой позиции как «свобода выражения своего мнения» противопоставляется в сознании курсантов представлению о личности как о профессионале (выявлена отрицательная корреляционная связь -0,30).  30% курсантов в ответе на вопрос «что значит быть образованным и культурным человеком» поставили на первое место утверждение  «владеть профессиональными знаниями и навыками». Среди студентов это число составляет 13%. Следует отметить, что большинство респондентов из обеих групп высоко оценивают возможность  стать хорошим профессионалом, которое дает высшее образование. Иллюстрацией в этом случае является тот факт, что 78% студентов и 88% курсантов выбрали такой ответ на вопрос «зачем человеку образование».

Еще одним фактом, косвенно подтверждающим значимость профессионализма для курсантов, является то, что около трети из них указали на  такие признаки удовлетворенностью жизнью, связанные с будущей профессией как активность, четкие ориентиры в жизни, целеустремленность, стремление достичь вершин, любимое дело.

Выявлены некоторые общие тенденции. Обследование студентов и курсантов показало наличие у них нескольких типов ценностных представлений, которые определяют состоявшуюся  личность. Эти представления влияют на формирование той или иной направленности личности и характеризуются устойчивостью отношений к таким сферам жизни как здоровье, самореализация, образование, социальный статус и материальное положение. К таким типам представлений относятся – наличие нравственных принципов, возможность самореализации и достижение высокого социально-экономического статуса. 

Результаты сравнительного анализа показали, что курсанты в большей степени, чем студенты связывают возможности самореализации с профессией. Стремление к достижению высокого уровня профессионализма уже на стадиях обучения способствует   - осознанию курсантом норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для развития своих качеств будущего авиатора.

Кроме того, с использованием той же анкеты проведено исследование курсантов выпускного курса Краснодарского военного авиационного училища летчиков. Установлено, что несмотря на имеющиеся сходство представлений у курсантов второго курса и курсантов-выпускников, по мере профессионального становления появляются определенные различия, свидетельствующие о тенденции к изменению самосознания и самооценки своих возможностей и роли профессионального здоровья для обеспечения надежности деятельности по мере приобретения теоретических знаний, летных навыков и умений. Так, приоритетными являются такие ценности-цели, как высшее образование и высокооплачиваемая работа, а такой показатель как «возможность свободно выражать свое мнение без негативных последствий» у выпускников оказался по значимости на последнем месте (у курсантов 2 курса – на предпоследнем). Из числа ценностей-средств у выпускников, как и у курсантов 2 курса, лидируют самоуважение и умение планировать свое будущее, активность. В рейтинге факторов личностного самосознания у выпускников в отличие от курсантов 2 курса, на первое место вышел показатель реализации своих способностей, в то время как стремление достичь высокого уровня профессионализма переместилось на 3 место. Хотя, как и  89% курсантов 2 курса, 84% выпускников считают, что хорошее образование человеку нужно, чтобы стать профессионалом. Как и  59,8% курсантов 2 курса, 57,9% выпускников связывают образование с материальными возможностями. При этом надо отметить, что материальное положение семей респондентов значительно различается. Только 63% из них положительно оценивают материальное положение своих семей, а у выпускников этот показатель составил всего 47,4%. На вопрос «Что свойственно человеку, удовлетворенному своей жизнью?» ответы выпускников также были самыми разными, но в целом картина аналогична результатам опроса 2 курса. Человеку, удовлетворенному своей жизнью, свойственно душевное спокойствие, уверенность в завтрашнем дне, хорошее настроение, жизнерадостность и оптимизм, наличие хорошей семьи, любимая работа и хороший заработок, спокойная старость. Некоторые считают, что удовлетворенность своей жизнью означает пассивность, жизненный регресс, отсутствие будущего.

Проведенные исследования дают основания считать, что человек ориентирован на то, чего ему крайне не хватает, чего нет в окружающей его действительности. Нет спокойствия и уверенности в  завтрашнем дне. Следовательно, нет оптимизма, хорошего настроения, душевного равновесия и просто счастья. После окончания профессионального учебного заведения не ожидается достойный профессионала заработок. Таким образом, хорошая профессиональная подготовка не решает многие вопросы жизни профессионала, не обеспечивает душевный комфорт и психологическую устойчивость. Требуется более энергичное решение социальных проблем, формирование долговременной профессиональной мотивации  на основе реальных жизненных и профессиональных перспектив.

Это подтверждается данными обследования 595 студентов старших курсов МАИ, которые выявили факты позитивных структурных изменений ценностных ориентаций как содержательного ядра мотивации, формирования образа Я - профессионал, образа профессионально важных качеств, становления мировоззренческих позиций, качеств гражданственности, нравственности и патриотических чувств.

Значимость проблематики сохранения, развития и реализации человеческого потенциала военнослужащих  особенно важна в современных условиях, и, прежде всего – в тех родах войск, которые непосредственно взаимодействуют с высокотехнологичными видами вооружений. Вопреки сложившимся в прежние времена и до сих пор еще не изжившим себя стереотипам, именно человек, его способности, его потенциал, включая его образование и здоровье, являются ключевым ресурсом в современных вооруженных силах. Высокий уровень общей и специальной подготовки, хорошее здоровье выступают в качестве необходимого условия, вне и помимо которого невозможно эффективное взаимодействие человека с современными высокотехнологичными вооружениями.

При этом путем развития и реализации человеком  собственного потенциала в большинстве случаев обеспечиваются интересы как самого этого человека, так и того воинского подразделения, в которое он включен.  

Данное обстоятельство имеет множество следствий, в частности, в практике и методах организации деятельности воинских подразделений и управления ими. И в переносном, и в буквальном смысле слова человек выступает как наиболее значимая, наиболее ценная составляющая вооруженных сил. А это значит, что и реальное управление вооруженными силами окажется тем более эффективным, чем в большей мере оно будет способствовать развитию и реализации человеческого потенциала военнослужащих.

В ходе реализации проекта разработаны концептуальные основы гуманитарной экспертизы как особого вида деятельности и как новой социальной технологии. Определены возможные области применения гуманитарной экспертизы. Такого рода экспертиза отчасти реализуется средствами и методами эргономики, позволяющими оптимизировать процессы взаимодействия человека с современными высокими технологиями. Вместе с тем гуманитарная экспертиза позволяет ставить и решать намного более широкий круг задач, возникающих как в контексте взаимодействия военнослужащего как с военно-техническими системами и устройствами, так и в связи с возможными воздействиями на него разного рода социальных технологий, которые могут как способствовать, так и препятствовать сохранению, реализации и развитию его собственного потенциала.

Исследование характеристик человеческого потенциала в авиации на контингенте молодых летчиков выявило, что на формирование личности  профессионала в опасной профессии существенно влияет самоуважение, основанное на профессиональном достоинстве. 

Являясь эмоциональным компонентом представления о себе в профессии, образа «Я – профессионал», самоуважение формируется в обстоятельствах взаимодействия между людьми, в результате которого субъект отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я.  Для  этого используются,  в том числе, и такие характеристики  как самооценка, т. е. оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей,  а также самоконтроль, подразумевающий оценку субъектом собственных действий в соответствии с личностно значимыми мотивами и установками. Для каждого летчика одной из таких установок, безусловно, является безаварийная летная работа, среди многих составляющих которой не последнее место  принадлежит знанию  особых случаев в полете.  Не случайно их изучению отводится достаточно много времени при проведении всех видов подготовки летного состава, причем  как  руководящего, так и рядового.   Именно   данное обстоятельство, по нашему мнению, может и должно быть использовано для формирования чувства самоуважения  у летчиков в полной мере, поскольку имеется возможность сравнить свои знания и умения,  особенно  по опознанию и принятию решения  на выполнение необходимых действий,  с другими членами летного коллектива. К сожалению, существовавшая до настоящего времени методика подготовки к особым случаям в полете практически полностью исключала тренировку  именно этих наиболее интеллектуальных  компонентов  деятельности. Дело в том, что в процессе теоретической подготовки  изучение особых случаев  начиналось с их названия, что автоматически исключало  тренировку  опознания  и существенно облегчало  принятие решения.  При тренировках же на авиационных тренажерах  процесс опознания существенно изменялся из-за отсутствия  неинструментальных  сигналов,   часто  являющихся одними из  первых информационных признаков  особых случаев.

Перечисленные недостатки в подготовке летчиков к особым случаям были  учтены при создании  компьютерного автоматизированного учебного курса “Особые случаи в полете”.

Однако профессионализм в авиации, кроме знаний, навыков и умений, предполагает наличие специальных профессионально важных качеств (ПВК). Проведенные исследования позволили  обосновать структуру ПВК летчика.

 

Структура профессионально важных качеств летчика и их характеристика:

Личностные ПВК:  летная направленность нравственность, морально - боевые качества, характер и другие черты личности - составляют ядро профессиональной пригодности.  Ибо только бескорыстно и глубоко любя авиацию правильно строя взаимоотношения в коллективе, проявляя  целеустремленность  и волю при преодолении трудностей,  постоянно работая по устранению своих недостатков,  можно успешно овладеть  профессией  военного летчика,  сознательно идти на преодоление всех трудностей и опасностей, связанных с ее выполнением.

Интеллектуальные ПВК   характеризуют способность к переработке и усвоению огромного количества информации  и  требуют  от летчика наличие высокого уровня развития всех познавательных психических процессов: восприятия, представления, мышления, памяти и внимания.

Психофизиологические ПВК   обеспечивают связь психики с физиологией и характеризуются умением управлять своим функциональным  состоянием.  При  эмоциональном  стрессе надо гасить излишнее возбуждение,  при утомлении бороться с усталостью, а на боевом дежурстве  при необходимости быстро переходить из режима пассивного ожидания в состояние активного бодрствования.

Физиологические   ПВК    определяют надежность функционирования органов и систем человека в условиях воздействия специфических факторов полета. В современных условиях важное значение имеет вестибулярная устойчивость,  особенно при первоначальном летном обучении, и устойчивость к перегрузкам большой величины и длительности при пилотировании высоко маневренных самолетов.

Физические ПВК   характеризуют прочность организма  летчика,  его устойчивость к неблагоприятным факторам летной  деятельности. Справиться с трудностями летной профессии,  успешно переносить большие эмоциональные,  интеллектуальные и физические нагрузки и долгое  время сохранять профессиональное здоровье может только физически хорошо подготовленный человек,  регулярно занимающийся специальными  физическими упражнениями.

 

Приведенная классификация ПВК в определенной мере условна.  Человек  как организм и как личность есть целостный объект.  Поэтому выделенные ПВК составляют единую систему.  В ней каждый элемент может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на эффективность других элементов и всей системы в  целом.  Например,  ярко  выраженная летная направленность окажет сильное воздействие на развитие большинства ПВК.  И наоборот, отсутствие достаточного интереса к профессии военного летчика заблокирует развитие ПВК.  Благодаря системным связям в определенных границах возможен эффект компенсации  ПВК,  т.е.  относительно  низкое развитие одного ПВК может уравновешиваться высоким развитием другого. Допустим, на усвоении знаний курсантом при недостаточно высокой эффективности памяти может положительно сказываться его целеустремленность, настойчивость в достижении успеха при обучении.

В настоящее  время уже доказано,  что далеко не каждый человек по своим качествам может стать военным летчиком.  Статистика свидетельствует,  что из мужского населения только 3% годны для этой профессии. Поэтому летчики составляют элиту нации, ее золотой фонд.

Однако было  бы большой ошибкой полагать,  что проблема наличия у летчика необходимых ПВК полностью  решается  профессиональным  отбором при поступлении в летные училища. Во - первых, процедуры отбора еще не совершенны. Во - вторых, демографические и социальные ситуации в стране препятствуют должному притоку достойных кандидатов.  А в - третьих, самое главное,  даже при идеальных условиях профессиональный отбор означает только исходный уровень в развитии и формировании ПВК,  которое длится ровно столько, сколько летчик летает.

Следует понимать, что соперничество в военной сфере - это не просто научно - техническое соревнование в совершенствовании летательных аппаратов и оружия,  но и стремление к превосходству летчика по своим духовным,  умственным и физическим качествам над вероятным противником.

Формировать и развивать свои ПВК летчик должен с момента  поступления  в училище. Для этого в ВВАУЛ должна осуществляться стройная система педагогических воздействий, которая была предложена и апробирована в ходе выполнения исследований.

 

Первое направление - формирование и развитие личностных ПВК

Оно включает в себя курс формирования личности военного летчика и проведение психологического тренинга.

Курс   формирования  личности   направлен  на создание фундамента  личности будущего военного летчика и прежде всего устойчивой и длительной мотивации курсанта на овладение летной профессией. Он включает:

- лекционный цикл, семинары, диспуты;

- встречи с учеными, ветеранами ВВС, летчиками - испытателями;

- знакомство  с историей и героями авиации с помощью художественной литературы, кино - и видеофильмов;

- практическое ознакомление с новейшей боевой авиационной  техникой.

Психологический тренинг направлен на  выработку приспособительных и социальных качеств личности курсантов, позволяющих в будущем успешно адаптироваться к трудностям армейской  службы,  правильно  строить  взаимоотношения в воинском коллективе и конструктивно реагировать на возникающие служебные и жизненные проблемы.  Он включает:

- обучение курсантов  навыкам  самоанализа  своих  индивидуальных психологических особенностей и работе над собой в целях их коррекции;

- формирование навыков межличностного общения и социальной  адаптации;

- обучение летно - инструкторского состава методам индивидуальной работы с курсантами с учетом их личностных особенностей.

    

Второе направление - формирование и  развитие  интеллектуальных ПВК

Его цель - развить качества познавательных процессов  курсантов, необходимые для успешной и эффективной переработки и усвоения информации во время теоретического, а главное, в процессе летного обучения.

Педагогические мероприятия  в русле данного направления предполагают:

- обучение эффективным приемам запоминания информации;

- целенаправленное формирование образа полета;

- формирование навыков быстрого считывания показаний приборов;

- обучение восприятию в полете с помощью технических средств обучения (ТСО) (моно - и стереопроекции слайдов с видом вне кабины, демонстрация кино - и слайдфильмов);

- использование ТСО во время наземной подготовки и выполнения специальных заданий в полете;

- формирование пространственного мышления  с  помощью  специальных упражнений на тренажере;

- развитие интеллектуальной самостоятельности во время подготовки к полетам;

- формирование  и  развитие  летного  чувства и профессионального мышления в полете.

Третье направление - формирование и развитие психофизиологических ПВК

Главная задача,  которая решается в рамках данного направления, - это формирование у курсантов  умения  управлять  своим  функциональным состоянием  в  случаях возникновения повышенной нервно - эмоциональной напряженности, развивающегося утомления и т.п.

Для этого  курсантов следует обучить навыкам аутогенной тренировки,  специальным релаксирующим упражнениям, провести курс рациональной психотерапии.    

Четвертое направление - формирование и развитие физиологических ПВК

В процессе летного обучения необходимо обратить внимание  на  два физиологических качества :  первое - вестибулярную устойчивость, определяющий физиологический комфорт курсанта  при  первоначальном  летном обучении,  и  второе  -  устойчивость к перегрузкам большой величины и длительности, которая обусловливает физиологическую готовность летчика к пилотированию современных высоко маневренных самолетов.

Для достижения вестибулярной устойчивости необходим  курс  специальных  физических тренировок и упражнений на электровращающемся кресле.

Устойчивость к перегрузкам большой величины и длительности наиболее оптимально достигается с помощью программы специальной  физической подготовки  с  контролем физиологических функций на статоэргометре,  а также проведением специальных тренировок на центрифуге.

Пятое направление - формирование и развитие физических ПВК

Общефизические качества:  сила, выносливость, скорость, координация - не только не потеряли значение для современного военного  летчика,  но  и приобрели еще большую актуальность в связи с возросшими перегрузками на организм летчика на новых самолетах. Кроме того, приобрело  особую  важность такое качество,  как статическая силовая выносливость к воздействию перегрузок.  Поэтому физическая подготовка  должна предусматривать  как  общие,  так и специальные физические упражнения. Это комплексы упражнений для развития качеств  внимания,  двигательной координации,  укрепление мышц шеи и брюшного пресса, тренировки статической выносливости.  Кроме того,  разнообразные физические тренировки целесообразно  использовать для развития личностных,  интеллектуальных, психофизических и физиологических ПВК.

Использование в ходе учебно-педагогического процесса предложенных методов, средств и условий психофизиологического формирования ПВК позволили:

-         повысить уровень мотивации на 70 – 75%;

-         уменьшить конфликтность в среде курсантов и инструкторов на 30-40%;

-         улучшить успеваемость на 35-55%;

-          увеличить устойчивость к типовым биофизическим агрессорам на 40-45%;

-         снизить вестибулярные расстройства в полете на 40-60%;

-         увеличить физиологическую переносимость летной нагрузки на 45-48%;

-         развить физические качества на 50%;

-         сократить вывозную программу до первого самостоятельного вылета на 6 полетов  (стоимость-эффект на одного курсанта 6-8 млн. руб.);

-         снизить количество ошибок в усложненных условиях полета в 3-4 раза (!);

-         уменьшить время восстановления психической ориентации в пространстве после ее утраты на 20-25%;

-         снизить на 25-35%  отчисляемость по здоровью, дисциплине и летной неуспеваемости;

-         улучшить прогноз успешности освоения летной профессии на 40-70%.  

Таким образом, формирование профессионального самосознания, профессиональных интересов и мотивов, образов своего профессионального будущего и «Я-профессионал», образов личностных и интеллектуальных профессионально важных качеств, профессионального мышления, кругозора, культуры, специфического стиля жизни военного профессионала становятся приоритетной задачей подготовки военных специалистов.

Целесообразно применять специально организованные курсы по формированию профессионального сознания, как способа перевода к профессиональному, в сферу осознания специфики профессии и развития адекватных ей физических, психических и личностных качеств.

В практике преподавания следует обращать особое внимание курсантов на то, что приобретаемые ими квалификация, знания и навыки важны и значимы не только для будущего успешного выполнения профессиональных обязанностей, но и для развития собственного личностного, человеческого потенциала.

Важнейшей задачей является формирование долговременной мотивации на военную профессию, смена рефлексивных ценностных ориентаций молодых летчиков в виде психологической установки на теоретические знания как на основы формирования мироощущения летного труда, самосознания интеллектуальной сути профессии, базового свойства летных способностей – основы летного долголетия.

Разработаны рекомендации по обеспечению развития и реализации человеческого потенциала Вооруженных Сил (на примере авиации) на основе анализа факторов, способствующих реализации способностей и возможностей человека.

По материалам исследований подготовлены публикации.

В рамках пятого Всероссийского симпозиума по проблемам боевого стресса «Война и здоровье: боевой стресс», состоявшегося 30-31 октября 2006 года на базе Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины МО РФ, организовано и проведено секционное заседание «Качество жизни военнослужащих и молодежи призывного возраста», на котором было заслушано и обсуждено 12 докладов, в том числе  - участников данного проекта.

Концепту «чувства места» были посвящены Вторые научно-практические чтения памяти Н.А. Носова в мае 2006 года. На конференции был обсужден широкий круг вопросов становления человека в профессии, коллективе, в жизни. Отдельно обсуждались результаты проекта, имеющие отношение к структуре сознания воина (сакральному архетипу воина) и чувству Родины.

Результаты исследований, выполненных участниками проекта, вошли в изданные монографии, учебные и методические материалы:

-         Ушаков И.Б. Качество жизни и здоровье человека. М.: Истоки, 2005.-130 с.;  Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. Красноярск: Поликом, 2006. – 629 с.;   Коваленко П.А., Пономаренко В.А., Чунтул А.В. Иллюзии полета. Авиационная делиология. М., 2006. – 375 с.;  Пономаренко В.А. Психологические основания духовности и культуры безопасности человека летающего // Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Выпуск №18. М., 2006.; Готовится к изданию коллективная монография: Человеческий потенциал как критический ресурс России.- М.: Ин-т философии РАН, 2006.- (В печати.)

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru