Итоговый научный отчет по проекту
9.1. Номер проекта 04-06-00235а
9.2. Руководитель проекта: Ушаков Игорь Борисович
9.3. Название проекта Влияние социокультурных и медико-психологических факторов на человеческий потенциал Вооруженных Сил РФ
9.4. Сроки выполнения проекта в соответствии с исходной заявкой (год начала — год окончания) 2004-2006
9.5. Коды классификатора 06-100
9.6. Ключевые слова (не более 15): человеческий ресурс, потенциал, качество жизни, психофизиологические резервы, профессионально важные качества, здоровье, социокультурные факторы, виртуалистика
9.7. Заявленный в проекте план работы на весь срок выполнения проекта (по годам)
2004 г.
Методологическая проработка экстраполяции концепции человеческого потенциала на военное сообщество. Теоретический анализ специфики изучения человеческого потенциала в Вооруженных Силах. Описание общего контура модели человеческого потенциала ВС РФ. Разработка общего контура эпистемологической модели “человек военный” в рамках виртуалистики. Разработка концепции и прототипа модели комплексного эмпирического исследования и ее апробация в отдельных воинских частях и/или на имеющихся массивах первичных данных.
2005 г.
Разработка программы комплексных эмпирических исследований. Полевые исследования в различных частях, ВВУЗах и учреждениях Вооруженных Сил РФ. Обработка и анализ результатов. Гуманитарная экспертиза отдельных инновационных технологий. Разработка аннотированной концепции “человек – военный” в рамках виртуалистики.
2006 г.
Завершение исследования, обработки и анализа результатов. Интеграция полученных результатов. Формулирование основных положений концепции человеческого потенциала военного сообщества. Разработка вариантов практических рекомендаций по сохранению, развитию и реализации человеческого потенциала для структур управления вооруженными силами РФ.
9.8. Содержание фактически проделанной работы (по годам), полученные результаты (за предыдущие годы и в 2006 г.: 2–3 стр.)
2004 г.
Основная работа в течение года велась на теоретическом, методологическом и эмпирическом уровнях исследования.
Проводился теоретический анализ специфики изучения человеческого потенциала в Вооруженных Силах РФ. В частности, решались методологические проблемы экстраполяции концепции человеческого потенциала, разработанной в Институте человека РАН, на военное сообщество.
Одновременно, на теоретическом уровне разрабатывался общий контур эпистемологической модели "человек военный" в рамках виртуалистики - одного из парадигматических направлений постнеклассической науки.
Кроме того, разработаны концептуальные основы гуманитарной экспертизы как особого вида деятельности и как новой социальной технологии. Определены возможные области применения гуманитарной экспертизы.
На методологическом уровне исследования прорабатывалась концепция и модель комплексного эмпирического исследования человеческого потенциала Вооруженных Сил.
Изучались проблемы воздействия боевого стресса на личность военнослужащего, а также формирование профессиональной направленности на летную работу.
В рамках создаваемой концепции и модели исследования разрабатывалась методика выявления и изучения социокультурных и социальных процессов и факторов, которые влияют на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военного сообщества в изменяющейся России.
Блок вопросов комплексной анкеты, составленной в ходе реализации проекта, направлен на изучение взаимосвязи субъективных оценок состояния здоровья, психологических характеристик курсантов высших военных училищ, социальноэкономических и социокультурных условий их жизнедеятельности, влияющих на здоровье и определяющих возможности развития и реализации их потенциала. Построение анкеты обеспечивает оценку ориентированности курсантов на собственные усилия или на внешние условия в процессе сохранения своего здоровья. Одновременно анкета позволяет выявлять взаимосвязи оценок здоровья и удовлетворенности жизнью, а также здоровья и самореализации курсантов.
Проведена апробация методики - проведено пилотажное социологическое обследование курсантов Краснодарского авиационного института. Обработка и анализ данных.
2005 г.
Проводился теоретический анализ специфики изучения человеческого потенциала в Вооруженных Силах РФ. В частности, решались методологические проблемы экстраполяции концепции человеческого потенциала, разработанной в Институте человека РАН, на военное сообщество. Изучены психолого-педагогические особенности военной образовательной среды как единого образовательного пространства с включенной в него системой воспитания. Обоснована преемственность принципов обучения в учебном заведении в практике войск и в гражданском обществе. Разработана структура профессионально важных качеств личности воина любой специальности.
Одновременно, на теоретическом уровне разрабатывалась аннотированная концепция эпистемологической модели «человек военный» в рамках виртуалистики – одного из парадигматических направлений постнеклассической науки.
Продолжалась разработка концептуальных и общеметодологических основ гуманитарной экспертизы как особого вида деятельности и как новой социальной технологии. Опубликована работа, в которой излагаются полученные результаты и определяется круг проблем, требующих дальнейшего изучения.
На методологическом уровне продолжалась разработка концепции и модели комплексного эмпирического исследования человеческого потенциала Вооруженных Сил.
На эмпирическом уровне работ в рамках созданной в 2004 году концепции и модели комплексного исследования, разработанной и апробированной методики выявления и изучения социокультурных и социальных процессов и факторов, которые влияют на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военного сообщества в изменяющейся России, разработана программа таких исследований. В рамках созданной программы проведено сравнительное социологическое исследование среди курсантов Краснодарского военного авиационного училища летчиков и студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Проведен сравнительный анализ представлений курсантов и студентов относительно возможностей самореализации, здоровья, образования. Обнаружено сходство большинства ответов на вопросы анкеты студентов и курсантов, выявлены различия. Обработка и анализ данных.
2006 г.
Основная работа в течение года велась на теоретическом, методологическом и эмпирическом уровнях исследования. Изучалось влияние социокультурных, социальных, психологических, социально-экономических факторов на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военного сообщества в изменяющейся России.
Продолжался теоретический анализ специфики изучения человеческого потенциала в Вооруженных Силах РФ, разрабатывались аннотированная концепция эпистемологической модели «человек военный» в рамках виртуалистики, концептуальные и общеметодологические основы гуманитарной экспертизы как особого вида деятельности и как новой социальной технологии. Разработаны принципы, методы и конкретные технологии проведения гуманитарной экспертизы, направленной на выявление как позитивных, так и негативных последствий внедрения новых технологий (в том числе социальных), влияющих на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военнослужащих. Определены возможные области применения гуманитарной экспертизы. Такого рода экспертиза отчасти реализуется средствами и методами эргономики, позволяющими оптимизировать процессы взаимодействия человека с современными высокими технологиями. Вместе с тем гуманитарная экспертиза позволяет ставить и решать намного более широкий круг задач, возникающих как в контексте взаимодействия военнослужащего как с военно-техническими системами и устройствами, так и в связи с возможными воздействиями на него разного рода социальных технологий, которые могут как способствовать, так и препятствовать сохранению, реализации и развитию его собственного потенциала. Опубликованы работы, в которых излагаются полученные результаты и определяется круг проблем, требующих дальнейшего изучения.
На методологическом уровне продолжалась разработка концепции и модели комплексного эмпирического исследования человеческого потенциала Вооруженных Сил. Продолжалось изучение ведущих факторов, определяющих снижение адаптационного потенциала, исследование системных причин снижения человеческих ресурсов военнослужащих.
Изучались медико-психологические и биологические составляющие жизни и труда военнослужащих, их мировоззренческий образ, умонастроения, профессиональное здоровье, психология общения, сознания, способностей.
Обоснованы психолого-педагогические подходы и методы к формированию профессионально важных качеств военнослужащих.
На эмпирическом уровне работ в рамках созданной в 2004 году концепции и модели комплексного исследования, разработанной и апробированной в 2005 году методики выявления и изучения социокультурных и социальных процессов и факторов, которые влияют на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военного сообщества в изменяющейся России, завершено сравнительное социологическое исследование среди курсантов Краснодарского военного авиационного училища летчиков и студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. По результатам исследований подготовлены публикации. Организовано и проведено секционное заседание «Качество жизни военнослужащих и молодежи призывного возраста» в рамках пятого Всероссийского симпозиума по проблемам боевого стресса «Война и здоровье: боевой стресс», на котором результаты исследований были доложены и обсуждены.
Кроме того, с использованием разработанной в 2004 году анкеты проведено исследование представлений относительно возможностей самореализации, здоровья и образования у курсантов выпускного курса Краснодарского военного авиационного училища летчиков. Проведена обработка и анализ данных, который позволил установить, что несмотря на имеющиеся сходство представлений у курсантов второго курса и курсантов-выпускников, по мере профессионального становления появляются определенные различия, свидетельствующие о тенденции к изменению самосознания и самооценки своих возможностей и роли профессионального здоровья для обеспечения надежности деятельности по мере приобретения теоретических знаний, летных навыков и умений.
Разработан проект рекомендаций по обеспечению развития и реализации человеческого потенциала Вооруженных Сил (на примере авиации) на основе анализа факторов, способствующих реализации способностей и возможностей человека.
Результаты исследований, выполненных участниками проекта, вошли в изданные монографии, учебные и методические материалы:
o Ушаков И.Б. Качество жизни и здоровье человека. М.: Истоки, 2005.-130 с.
o Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. Красноярск: Поликом, 2006. – 629 с.
o Коваленко П.А., Пономаренко В.А., Чунтул А.В. Иллюзии полета. Авиационная делиалогия. М., 2006. – 375 с.
o Пономаренко В.А. Психологические основания духовности и культуры безопасности человека летающего // Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Выпуск №18. М., 2006.
Готовится к изданию коллективная монография: Человеческий потенциал как критический ресурс России.- М.: Ин-т философии РАН, 2006.- (В печати.), в которую вошли результаты исследований по пректу.
# # #
|