Виртуалистика 
Аретея 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
Виртуалистика в жизни 
   Виртуальный конфликт 
      Resume 
      Информация о проекте 
      Результаты 
      Библиография 
   Виртуалистика в искусстве 
      Коллектив 
   Педагогическая виртуалистика 
   Виртуальная медицина 
   Виртуальная Родина 
      Виртуальная этнография 
         Ульяновский р-н Калужской обл. 
            Заповедник Калужские засеки 
   Человеческий потенциал ВС РФ 
      Resume 
      Информация о проекте 
      Результаты 
      Основные итоги 
      Библиография 
   Вирт.филос.искусственного интеллекта 
подписаться
отписаться


 Виртуалистика в жизни > Человеческий потенциал ВС РФ > Результаты

Итоговый научный отчет по проекту

 

9.1.   Номер проекта 04-06-00235а

9.2.   Руководитель проекта: Ушаков Игорь Борисович

9.3.   Название проекта Влияние социокультурных и медико-психологических факторов на человеческий потенциал Вооруженных Сил РФ

9.4.   Сроки выполнения проекта в соответствии с исходной заявкой (год начала — год окончания) 2004-2006

9.5.   Коды классификатора 06-100

9.6.   Ключевые слова (не более 15): человеческий ресурс, потенциал, качество жизни, психофизиологические резервы, профессионально важные качества, здоровье, социокультурные факторы, виртуалистика

9.7.   Заявленный в проекте план работы на весь срок выполнения проекта (по годам)

 

2004 г.

Методологическая проработка экстраполяции концепции человеческого потенциала на военное сообщество. Теоретический анализ специфики изучения человеческого потенциала в Вооруженных Силах. Описание общего контура модели человеческого потенциала ВС РФ. Разработка общего контура эпистемологической модели “человек военный” в рамках виртуалистики. Разработка концепции и прототипа модели комплексного эмпирического исследования и ее апробация в отдельных воинских частях и/или на имеющихся массивах первичных данных.

2005 г.

Разработка программы комплексных эмпирических исследований. Полевые исследования в различных частях, ВВУЗах и учреждениях Вооруженных Сил РФ. Обработка и анализ результатов. Гуманитарная экспертиза отдельных инновационных технологий. Разработка аннотированной концепции “человек – военный” в рамках виртуалистики.

2006 г.

Завершение исследования, обработки и анализа результатов. Интеграция полученных результатов. Формулирование основных положений концепции человеческого потенциала военного сообщества. Разработка вариантов практических рекомендаций по сохранению, развитию и реализации человеческого потенциала для структур управления вооруженными силами РФ.

 

9.8.        Содержание фактически проделанной работы (по годам), полученные результаты (за предыдущие годы и в 2006 г.: 2–3 стр.)

2004 г.

Основная работа в течение года велась на теоретическом, методологическом и эмпирическом уровнях исследования.

Проводился теоретический анализ специфики изучения человеческого потенциала в Вооруженных Силах РФ. В частности, решались методологические проблемы экстраполяции концепции человеческого потенциала, разработанной в Институте человека РАН, на военное сообщество.

Одновременно, на теоретическом уровне разрабатывался общий контур эпистемологической модели "человек военный" в рамках виртуалистики - одного из парадигматических направлений постнеклассической науки.

Кроме того, разработаны концептуальные основы гуманитарной экспертизы как особого вида деятельности и как новой социальной технологии. Определены возможные области применения гуманитарной экспертизы.

На методологическом уровне исследования прорабатывалась концепция и модель комплексного эмпирического исследования человеческого потенциала Вооруженных Сил.

Изучались проблемы воздействия боевого стресса на личность военнослужащего, а также формирование профессиональной направленности на летную работу.

В рамках создаваемой концепции и модели исследования разрабатывалась методика выявления и изучения социокультурных и социальных процессов и факторов, которые влияют на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военного сообщества в изменяющейся России.

Блок вопросов комплексной анкеты, составленной в ходе реализации проекта, направлен на изучение взаимосвязи субъективных оценок состояния здоровья, психологических характеристик курсантов высших военных училищ, социально­экономических и социокультурных условий их жизнедеятельности, влияющих на здоровье и определяющих возможности развития и реализации их потенциала. Построение анкеты обеспечивает оценку ориентированности курсантов на собственные усилия или на внешние условия в процессе сохранения своего здоровья. Одновременно анкета позволяет выявлять взаимосвязи оценок здоровья и удовлетворенности жизнью, а также здоровья и самореализации курсантов.

Проведена апробация методики - проведено пилотажное социологическое обследование курсантов Краснодарского авиационного института.  Обработка и анализ данных.

 

2005 г.

Проводился теоретический анализ специфики изучения человеческого потенциала в Вооруженных Силах РФ. В частности, решались методологические проблемы экстраполяции концепции человеческого потенциала, разработанной в Институте человека РАН, на военное сообщество. Изучены психолого-педагогические особенности военной образовательной среды как единого образовательного пространства с включенной в него системой воспитания. Обоснована преемственность принципов обучения в учебном заведении в практике войск и в гражданском обществе. Разработана структура профессионально важных качеств личности воина любой специальности.

Одновременно, на теоретическом уровне разрабатывалась аннотированная концепция эпистемологической модели «человек военный» в рамках виртуалистики – одного из парадигматических направлений постнеклассической науки.

Продолжалась разработка концептуальных и общеметодологических основ гуманитарной экспертизы как особого вида деятельности и как новой социальной технологии. Опубликована работа, в которой излагаются полученные результаты и определяется круг проблем, требующих дальнейшего изучения.

На методологическом уровне продолжалась разработка концепции и модели комплексного эмпирического исследования человеческого потенциала Вооруженных Сил.

На эмпирическом уровне работ в рамках созданной в 2004 году концепции и модели комплексного исследования, разработанной и апробированной методики выявления и изучения социокультурных и социальных процессов и факторов, которые влияют на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военного сообщества в изменяющейся России, разработана программа таких исследований. В рамках созданной программы проведено сравнительное социологическое исследование среди курсантов Краснодарского военного авиационного училища летчиков и студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Проведен сравнительный анализ представлений курсантов и студентов относительно возможностей самореализации, здоровья, образования. Обнаружено сходство большинства ответов на вопросы анкеты студентов и курсантов, выявлены различия. Обработка и анализ данных.

 

2006 г.

Основная работа в течение года велась на теоретическом, методологическом и эмпирическом уровнях исследования. Изучалось влияние социокультурных, социальных, психологических, социально-экономических факторов на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военного сообщества в изменяющейся России.

Продолжался теоретический анализ специфики изучения человеческого потенциала в Вооруженных Силах РФ, разрабатывались аннотированная концепция эпистемологической модели «человек военный» в рамках виртуалистики, концептуальные и общеметодологические основы гуманитарной экспертизы как особого вида деятельности и как новой социальной технологии. Разработаны принципы, методы и конкретные технологии проведения гуманитарной экспертизы, направленной на выявление как позитивных, так и негативных последствий внедрения новых технологий (в том числе социальных), влияющих на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военнослужащих. Определены возможные области применения гуманитарной экспертизы. Такого рода экспертиза отчасти реализуется средствами и методами эргономики, позволяющими оптимизировать процессы взаимодействия человека с современными высокими технологиями. Вместе с тем гуманитарная экспертиза позволяет ставить и решать намного более широкий круг задач, возникающих как в контексте взаимодействия военнослужащего как с военно-техническими системами и устройствами, так и в связи с возможными воздействиями на него разного рода социальных технологий, которые могут как способствовать, так и препятствовать сохранению, реализации и развитию его собственного потенциала. Опубликованы работы, в которых излагаются полученные результаты и определяется круг проблем, требующих дальнейшего изучения.

На методологическом уровне продолжалась разработка концепции и модели комплексного эмпирического исследования человеческого потенциала Вооруженных Сил. Продолжалось изучение ведущих факторов, определяющих снижение адаптационного потенциала, исследование системных причин снижения человеческих ресурсов военнослужащих.

Изучались медико-психологические и биологические составляющие жизни и труда военнослужащих, их мировоззренческий образ, умонастроения, профессиональное здоровье, психология общения, сознания, способностей.

Обоснованы психолого-педагогические подходы и методы к формированию профессионально важных качеств военнослужащих.

На эмпирическом уровне работ в рамках созданной в 2004 году концепции и модели комплексного исследования, разработанной и апробированной в 2005 году методики выявления и изучения социокультурных и социальных процессов и факторов, которые влияют на сохранение, развитие и реализацию человеческого потенциала военного сообщества в изменяющейся России, завершено сравнительное социологическое исследование среди курсантов Краснодарского военного авиационного училища летчиков и студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. По результатам исследований подготовлены публикации. Организовано и проведено секционное заседание «Качество жизни военнослужащих и молодежи призывного возраста»  в рамках пятого Всероссийского симпозиума по проблемам боевого стресса «Война и здоровье: боевой стресс», на котором результаты исследований были доложены и обсуждены.

Кроме того, с использованием разработанной в 2004 году анкеты проведено исследование представлений относительно возможностей самореализации, здоровья и образования у курсантов выпускного курса Краснодарского военного авиационного училища летчиков. Проведена обработка и анализ данных, который позволил установить, что несмотря на имеющиеся сходство представлений у курсантов второго курса и курсантов-выпускников, по мере профессионального становления появляются определенные различия, свидетельствующие о тенденции к изменению самосознания и самооценки своих возможностей и роли профессионального здоровья для обеспечения надежности деятельности по мере приобретения теоретических знаний, летных навыков и умений.

Разработан проект рекомендаций по обеспечению развития и реализации человеческого потенциала Вооруженных Сил (на примере авиации) на основе анализа факторов, способствующих реализации способностей и возможностей человека.

Результаты исследований, выполненных участниками проекта, вошли в изданные монографии, учебные и методические материалы:

o       Ушаков И.Б. Качество жизни и здоровье человека. М.: Истоки, 2005.-130 с.

o       Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. Красноярск: Поликом, 2006. – 629 с.

o       Коваленко П.А., Пономаренко В.А., Чунтул А.В. Иллюзии полета. Авиационная делиалогия. М., 2006. – 375 с.

o       Пономаренко В.А. Психологические основания духовности и культуры безопасности человека летающего // Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Выпуск №18. М., 2006.

Готовится к изданию коллективная монография: Человеческий потенциал как критический ресурс России.- М.: Ин-т философии РАН, 2006.- (В печати.), в которую вошли результаты исследований по пректу.

# # # 

 

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru